logo
для диплома

Обучение деловому общению в свете лингвосинергетики

Взаимосвязь науки о языке и привычной преподавательской деятельности позволяет не только повышать уровень научной эрудиции преподавателей, но и развивать новые подходы к учебному процессу в целом и к работе с учебными материалами – в частности. Поэтому целью данного выступления является рассмотрение возможностей использования одного из новых направлений языкознания, а именно – лингвосинергетики, при языковой подготовке студентов.

Синергетика (от греч. synergeia – слияние энергий, взаимодействие) является междисциплинарным научным направлением, изучающим механизмы саморегулирования систем (в том числе языка/речи) в состоянии неравновесности, возникающем в ходе их развития. При этом эволюционный процесс предстает как чередующиеся переходы системы из хаотичного состояния в упорядоченное и наоборот. Эти взаимопереходы обеспечивают адаптивность системы, необходимую для своевременной перестройки при возникновении новых воздействий на нее. Соответственно, лингвосинергетика изучает взаимодействие элементов системы языка с позиций динамики развития системы смыслов дискурса. В тексте различные единицы кооперируют, обусловливают друг друга и вместе с тем проявляют способность к варьированию, адаптации, что и составляет процесс самоорганизации.

Однако для преподавания иностранного языка важна не сама по себе теория, а то, как с ее помощью можно понять и оценить наиболее перспективные модели речи, как развить представление об эффективных приемах воздействия, системной организации, речевых стратегиях и тактиках, что так необходимо для делового общения.

В процессе обучения мы сталкиваемся с тем, что иноязычные тексты студентов, будучи достаточно нормативными по речевому оформлению, далеко не всегда производят впечатление действительно английских, немецких и т.д. Создается ощущение, что в этих текстах чего-то не хватает, чтобы они воспринимались как идиоматичные. Вероятно, то, чего «не хватает» в студенческих работах, - это отсутствие такого слияния смыслов в речевой цепи, когда конечный смысловой результат превышает простую сумму, обычное сложение смысловых составляющих, то есть не хватает синергийности смысла, характерной для живого языка. Поэтому для подготовки специалиста, способного эффективно действовать в профессиональных ситуациях, было бы полезно включить основы лингвосинергетики в программу обучения иностранным языкам на продвинутом этапе. Причем важно не только развитие общей культуры речи, но и умение эффективно воздействовать на картину мира партнера, способствуя формированию у него определенного мнения и мотивации для дальнейших действий.

Преснухина И.А.

МГУ им. М.В.Ломоносова