logo
для диплома

Профессионально – ориентированное обучение английскому языку в техническом вуЗе

В последнее время высшее образование в России непрерывно реформируется и адаптируется к новым рыночным условиям. Повышение академической мобильности диктует новые цели и задачи, которые необходимо решать в процессе обучения иностранным языкам в ВУЗе.

В этой связи возрастает роль аутентичных материалов в процессе обучения. Это именно те материалы (газеты, журналы, рекламные объявления, туристические буклеты и т.д.), которые создаются в странах изучаемого языка, но в дальнейшем находят применение в учебном процессе, ориентированном на коммуникативный подход к обучению английскому языку вне языковой среды. С помощью этих аутентичных материалов можно воссоздать условия языковой среды и реальные ситуации общения, характерные для носителей языка.

В настоящее время трудно себе представить профессионально - ориентированное обучение английскому языку без ознакомления со специальными аутентичными материалами. Так, например, для студентов экономических специальностей явной необходимостью стало ознакомление с такими периодическими изданиями как журналы «Business week», «The Economist» и газета «Financial Times», а для студентов нефтяных специальностей с журналом «Oil and Gas Journal».

Поэтому перед преподавателями встает серьезная методическая проблема, касающаяся степени аутентичности учебных материалов. Необходимо учитывать и тот факт, что когда речь идет об условиях преподавания иностранного языка вне языковой среды и вне языкового ВУЗа, применение таких материалов ограничивается уровнем владения языком студентами, знаниями в сфере их будущей профессиональной деятельности и трудностями социального плана. На занятиях при работе с такого рода материалами большое количество времени уходит на объяснение явлений страноведческого и социокультурного характера.

Еще одна сложность заключается в том, что специализированные материалы часто рассказывают о явлениях, технических новинках и открытиях. Поэтому работа с такими аутентичными материалами подразумевает тесное сотрудничество преподавателя английского языка и преподавателей специальных дисциплин. Чаще всего это делается в форме ежегодных студенческих научно - технических конференций, где студенты представляют доклады (и на русском и на иностранном языке), подготовленные на основе такого рода аутентичных материалов. Несомненно, такая работа становится для студентов помощью в выборе сферы их научных интересов для дальнейшего исследования в курсовых и дипломных работах. Этот опыт позволил создать в стенах нашего ВУЗа хорошую практику защиты дипломов по специальности на английском языке, где преподаватели иностранного языка становятся консультантами по языку.

Отбор аутентичных материалов ведется тщательным образом с учетом возраста, целей и задач обучения, уровня сформированности навыков и умений. Важен и тот факт, что аутентичные материалы соответствуют формируемому виду речевой деятельности.

Сойкина И.В.

Всероссийский заочный финансово-эконо­мический институт,

филиал в г. Брянске