logo
для диплома

Когнитивный аспект использования Интернета в процессе образования

Изменения в российском обществе, происходящие в течение двух последних десятилетий привели к мно­же­ст­вен­ным ре­фор­мам и из­ме­не­ни­ям в жиз­ни об­ще­ст­ва. В на­ча­ле XXI ве­ка про­ис­хо­дят кар­ди­наль­ные тран­с­фор­ма­ции си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния, обу­сло­в­лен­ные все бо­лее ак­тив­ным при­ме­не­ни­ем но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Стре­ми­тель­ное раз­ви­тие ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий от­кры­ло но­вые пер­спе­к­ти­вы в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния и воз­мо­ж­но вско­ре из­ме­нит всю ее стру­к­ту­ру. Так как ин­фор­ма­ти­за­ция об­ра­зо­ва­ния да­ет воз­мо­ж­ность сде­лать обу­че­ние ин­те­ра­к­тив­ным, бо­лее до­с­туп­ным и ра­ци­о­наль­ным. При этом зна­чи­тель­но повышается роль са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­ты сту­ден­та, за счет по­вы­ше­ния мо­ти­ва­ции к по­з­на­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти и, сле­до­ва­тель­но, уси­ли­ва­ет­ся ин­тен­сив­ность все­го учеб­но­го про­цес­са.

Осо­бен­но бы­ст­ро за по­с­лед­ние го­ды про­ис­хо­ди­ло вне­дре­ние ком­пь­ю­тер­ной под­дер­ж­ки учеб­но­го про­цес­са за счет се­ти Ин­тер­нет. Со­г­ла­с­но Рос­сий­ско­му эн­ци­к­ло­пе­ди­че­с­ко­му сло­ва­рю Ин­тер­нет – это гло­баль­ная ком­пь­ю­тер­ная сеть, свя­зы­ва­ю­щая ме­ж­ду со­бой, как поль­зо­ва­те­лей ком­пь­ю­тер­ных се­тей, так и ин­ди­ви­ду­аль­ных поль­зо­ва­те­лей. Та­ким об­ра­зом, гло­баль­ная ком­пь­ю­тер­ная сеть Ин­тер­нет есть без­гра­ни­ч­ный ис­то­ч­ник ин­фор­ма­ции, а ком­пь­ю­тер, под­клю­чен­ный к се­ти, пре­вра­ща­ет­ся в ог­ром­ный элек­т­рон­ный банк зна­ний.

Но на­ли­чия ком­пь­ю­те­ра и под­клю­че­ния к Ин­тер­не­ту не­до­с­та­то­ч­но для по­л­но­цен­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са, так как не­об­хо­ди­мо ком­п­лекс­но ис­поль­зо­вать ин­фор­ма­ци­он­ные и пе­да­го­ги­че­с­кие тех­но­ло­гии, с целью ак­тив­ного во­вле­че­ния обу­ча­ю­щих­ся в по­з­на­ва­тель­ный про­цесс; они бу­дут са­мо­сто­я­тель­но, т.е. мо­ти­ви­ро­ван­но по­лу­чать ре­аль­ные знания, не­об­хо­ди­мые для их ли­ч­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го ро­с­та. За­ко­но­мер­но то, что при ис­поль­зо­ва­нии Ин­тер­не­та про­ис­хо­дит пе­ре­ход от пас­сив­но­го ус­во­е­ния ин­фор­ма­ции к ак­тив­но­му и про­ду­к­тив­но­му ис­поль­зо­ва­нию дан­ной ин­фор­ма­ции.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что не­ог­ра­ни­чен­ное и не­уме­лое ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в про­цес­се обу­че­ния мо­жет иметь об­рат­ный эф­фект. Нельзя не отметить, что «Пе­ре­на­сы­ще­ние пе­да­го­ги­че­с­ко­го про­цес­са тех­ни­че­с­ки­ми сред­ст­ва­ми, про­во­ди­мое ча­ще все­го без аде­к­ват­но­го ме­то­до­ло­ги­че­с­ко­го обес­пе­че­ния, при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию ры­ча­ж­но-кно­по­ч­но­го мыш­ле­ния», и вслед­ст­вие это­го по­я­в­ля­ют­ся идеи за­ме­ны учи­те­ля ком­пь­ю­те­ром, что на дан­ном эта­пе раз­ви­тия сфе­ры об­ра­зо­ва­ния не ак­ту­аль­но.

Со­от­вет­ст­вен­но, ис­поль­зо­ва­ние Ин­тер­нет - тех­но­ло­гий тре­бу­ет очень от­вет­ст­вен­но­го под­хо­да к пе­да­го­ги­че­с­ко­му про­цес­су: от­бор учеб­но­го ма­те­ри­а­ла, вы­бор по­з­на­ва­тель­ных сай­тов, многофункциональный кон­т­роль и др. Не­об­хо­ди­мо не толь­ко ме­то­ди­че­с­кое ос­мы­с­ле­ние, но и раз­ра­бот­ка кон­крет­ных форм, ме­то­дов и при­е­мов обу­че­ния.

Ин­тер­нет се­го­д­ня не­отъ­е­м­ле­мая часть на­ше­го об­ще­ст­ва и его все более широкое вне­дре­ние в об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс не­из­бе­ж­но. Ак­ту­аль­ность при­ме­не­ния Ин­тер­не­та в обу­че­нии вы­зва­на тре­бо­ва­ни­я­ми со­в­ре­мен­но­го ми­ра. Эти тре­бо­ва­ния обу­сло­в­ле­ны вы­со­ким уров­нем тех­но­ло­гий и их стре­ми­тель­ным раз­ви­ти­ем. Поэтому сегодня спе­ци­а­ли­сты дол­ж­ны иметь ка­че­ст­вен­ное об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое пред­по­ла­га­ет вла­де­ние со­в­ре­мен­ны­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми сред­ст­ва­ми.

Горбатенко Р.Г.

РУДН