logo
для диплома

Умения референтного чтения и информационная грамотность

Проблема формирования информационной грамотности (ИГ) является одной из самых дискутируемых в современной педагогике. В большинстве случаев, как правило в русле информатики или библиографии, ИГ определяется как образовательная цель. Как следствие разрабатываются ее стандарты для разных возрастных групп учащихся. Когда речь идет об отдельных учебных дисциплинах ИГ можно рассматривать как средство, способствующее приобретению специальных знаний. В частности определенный уровень ИГ необходим для эффективного поиска и переработки иноязычной информации в сети Интернет.

В контексте библиотечно-информационной и компьютерной грамотности умениям чтения не уделяется должного внимания, хотя мы считаем их наиважнейшим компонентом ИГ и даже предлагаем рассматривать ИГ как совокупность умений, в том числе и умений чтения. В этом смысле проблема формирования ИГ представляет для нас определенный интерес, поскольку объектом данного исследования является процесс овладения иноязычным профессионально ориентированным чтением в Интернет при подготовке студентов неязыкового вуза.

Чтение, осуществляемое во время поиска информации при работе со ссылками в сети Интернет, когда идет обращение только к референтам, основным понятиям, а не ко всему тексту по порядку изложения, можно назвать референтным чтени­ем. Его следует рассматривать как подвид чтения наряду с информативным, осуществляемым при работе с конкретным текстом, отобранным самим читающим по ссылкам поисковой системы. В реальной деятельности чтения эти подвиды трудно выделить в чистом виде, так как они осуществляются практически одновременно или чередуют друг друга. Относительно работы специалиста с иноязычным источником в сети Интернет имеет смысл говорить о временнóм разделении референтного и информативного подвидов профессионально ориентированного чтения, это послужит более детальной и тщательной разработке системы упражнений для их формирования.

Деятельность студента при референтном чтении включает следующие стадии: ориента­ция, поиск, обобщение тематики текстовых ма­териалов. На основе этого мы смогли выделить следующие его умения: осуществлять запрос информации в разных поисковых системах; ориентироваться в тексто­вых материалах, поступающих по запросу; осуществлять поиск источников и составлять список литературы по уз­кой теме, проблеме, конкретному вопросу; осуществлять поиск необходимых аргументов, цифр, новых фактов из разных источников; осуществлять поиск в конкретном источнике цитаты, содержащей высказывание по теме, вопросу; составить ссылки на источник информации (предоставить все выходные данные и ключевые слова-ре­ференты, представляющие содержание источника); написать аннотацию на конкретный документ, размещенный в сети Интернет; составить информационный бюллетень по теме; создавать клас­сификационную схему предметного содержания темы по конкретному источнику.

Наличие у специалиста выделенных умений будет способствовать успешному выполнению деятельности на основе имеющихся знаний с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом условий информационного пространства. Это указывает на необходимость целенаправленного формирования у студентов умений референтного чтения.

Ярославова Е.Н., Мыльченко О.М.

Южно-Уральский государственный университет