logo
для диплома

Роль дискурса в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку

В настоящее время обществом наиболее востребован конкурентоспособный специалист, обладающий способностями и умениями, которые могут ему помочь выдержать жесткую конкуренцию на мировом рынке труда. В связи с этим особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранным языкам в техническом вузе. Как утверждают О.Ю. Иванова и П.И. Образцов, под профессионально-ориентированным понимают обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения.

В условиях глобализации и интеграции современного общества в русле профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам следует отметить важность обучения дискурсу на занятиях по иностранному языку. По определению Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова «дискурс – это сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы … которые являются необходимыми для понимания текста». К наиболее важным характеристикам дискурса О.И. Кучеренко относит: связность; целостность; законченность/завершенность; композиционная оформленность; принадлежность к определенному типу; экстралингвистические свойства акта общения и ситуации … и др.).

Этот принцип был реализован нами на занятиях по иностранному языку путем ознакомления студентов с формами коммуникации, присущими данной культуре, а также через сообщение сведений о быте англоязычных стран, их обычаях, традициях, университетах, истории и т. д. Это познание чужой культуры, без которого невозможно адекватное общение с ее носителями, происходило в процессе овладения дискурсом и через него. Материалы, которые мы предлагали студентам на занятиях по иностранному языку, представляли собой образцы английской диалогической и монологической речи. Они были предназначены для активного усвоения и использовались для обучения различным видам языковым умениям: лексическим, грамматическим и говорению. Упражнения, представленные студентам на занятиях по иностранному языку, были поделены на три группы, в соответствии с языковыми умениями: упражнения на развитие лексических умений, упражнения на развитие грамматических умений и упражнения на развитие устной речи (говорения).

Таким образом, роль дискурса в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку очень велика, так как наличие этого фактора благоприятно влияет на повышение языковой компетенции.

Пушкина Г.Г.

Финансовая академия при Правительстве РФ