logo
для диплома

Индекс «плотности» как показатель эффективности звучащей речи

Самым распространенным форматом учебного материала, используемого в практике преподавания иностранных языков, является текст. Анализу текста и его структуры, обсуждению ключевых понятий таких как: тема и главная идея, абзац, тезисное утверждение и т.д., всегда уделяется большое внимание в процессе обучения студентов реферированию и аннотированию. Однако студент является не только пассивным пользователем текстов, но и активным участником, так называемой, текстовой деятельности, в частности, когда речь идет о написании эссе и составлении текстов для презентаций.

Грамотно оформленный и лексически безупречный текст ещё не является гарантией успеха. Текст должен быть легким и однозначным. Чем проще написанный текст, тем он эффективнее. Простота является обязательным условием создания «хорошего текста» и может рассматриваться как одна из его ключевых стилистических особенностей.

Простоте и доходчивости, которые в коммуникативистике и лингвистике называются «читабельностью текста» посвящено немало интересных исследований зарубежных специалистов (Р. Флеш, Р. Ганнинг и др.), предложивших ряд моделей и формул читабельности для англоязычных текстов. Попытки отечественных авторов дать конкретные параметры читабельности русского текста (И. Алешина) пока что недостаточно обоснованы и требуют дополнительных исследований.

Юдина Т. М.

Поморский государственный университет