logo
для диплома

Повышение качества образования через информационные технологии

Сейчас, как никогда прежде становится ясно, что образовательные процессы связаны с окружающим нас многообразным миром, с информационным обществом, которому присущи высокое качество и возможность получения образования каждым человеком в течение всей его жизни, но для удовлетворения потребностей системы образования необходимо не только создание информационного общества, но и эффективное использование новых педагогических технологий, которые могут повлиять на качество обучения.

Технология обучения может рассматриваться как системный подход, включающий в себя такие процессуальные компоненты как проектирование, реализация, контроль и коррекция. Данный подход ориентирован на совершенствование процесса обучения, на достижение результатов в профессиональной компетенции будущих специалистов.

При разработке педагогической технологии следует принимать во внимание следующие взаимозависимые аспекты учебного процесса: преподаватель → студент → цель обучения → управление → содержание бучения → методы и средства обучения → средства диагностики и контроля результатов обучения.

Практически все названные аспекты системы обучения связаны с информатизацией образования. Здесь можно проследить ряд тенденций.

Во-первых, увеличение значимости самостоятельной работы в системе высшего образования связано с получением огромного количества информации через хорошо развитые информационные каналы: радио, телевидение, печать и т.п. Во-вторых, в условиях развития информационного общества особое значение приобретают электронные средства обучения, телекоммуникационные технологии обучения. В-третьих, вооружение учащихся средствами самостоятельного приобретения новых знаний, творческими подходами к решению проблемных задач и т.п.

Использование информационных обучающих систем в образовательном процессе решает все обозначенные выше аспекты: интеллектуализацию учащихся, вовлечение их в процесс самообразования, повышает эффективность обучения, прививает навыки учения.

Под обучающей технологией мы понимаем комплекс последовательных, проверенных действий, проводимых в рамках дидактического процесса и обладающих высокой степенью эффективности. Мы используем педагогическую комплексную технологию, представляющую собой совокупность процессуальных компонентов (российские и зарубежные учебники, электронное программное средство, раздаточные материалы - hand-outs), ориентированных на совершенствование процесса обучения.

Комплексная технология предъявляет следующие требования к отбору содержания обучения: учебный материал должен быть профессионально ориентированным, информативным, познавательным, иллюстрированным; должен быть разноплановым: для чтения, для дискуссий, аудирования и др.; учебно-методический комплекс должен охватывать все аспекты языка: грамматика, фонетика, лексика и др.; должна осуществляться индивидуализация обучения - учет уровня базовой подготовки каждого студента; задания, предлагаемые преподавателями, должны мотивировать процесс познания, иметь творческий и проблемный характер.

Гарифзянова Е.Ф.

Российский государственный

профессионально-педагогический университет