logo
для диплома

Эмоционально-смысловой метод Шехтера в освоении иностранного языка делового общения

Обучение иностранному языку для делового общения не отличается от обучения иностранному языку вообще. Человеческий язык по своей сущности – средство общения для решения жизненных задач. Профессионалы в той или иной отрасли – прежде всего, люди, и относиться к ним следует, как к людям, ставя в основу образовательного процесса очевидный факт, что каждый человек является личностью, и по природе своей – существо говорящее. Его не надо учить говорить – ему надо помочь освоить язык, являющийся для него чужим. Освоить чужой язык – значит сделать его своим, то есть научиться пользоваться им для решения жизненных задач так, как любой нормальный человек привык пользоваться родным языком. Это означает, что необходимо дать ему возможность выражать смысл с помощью другого языка и воспринимать смысл, который содержится в высказываниях других людей. Устная речь, реально развивающаяся в общении, направлена на изменения, происходящие в собеседнике, вызывающие его ответную реакцию, также выраженную в словах. Высказывание обретает смысл только в контексте конкретного события, в котором оно было произнесено. Реализация речи происходит через значения, то есть слова, а актуализация – через осмысление, то есть через воздействие значений слов на изменения контекста акта коммуникации. В основе метода лежат представления о необратимости устной речи, ее непредсказуемости, смысловой обозначенности высказываний, возможности замещения комплексов вербальных значений другими при сохранении смысла, а также употреблении одних и тех же вербальных комплексов для выражения разных смыслов. Критерием правильности высказывания является успешность акта коммуникации, то есть достижение целей в решении жизненных задач, ради которых реализуется высказывание. Объектом обучения является не ученик, а свободная личность, которой и предоставляется право окончательного выбора средств самовыражения и динамического воздействия на собеседника посредством осмысленной речи. Преподавание иностранного языка эмоционально-смысловым методом осуществляется на первом этапе порождением речи. Обучаемые с помощью цепочек вариантных этюдов проживают предлагаемые жизненные события, в которых им приходится делать самостоятельный выбор конкретных языковых средств для решения житейских проблем. На втором этапе слушатели принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость: круглый стол, защита проекта города будущего, интервью. В рамках конкретных событий они занимаются специфическими видами деятельности: реферированием, устным последовательным и письменным переводом, подготовкой выступления. На третьем этапе задачи расширяются и усложняются, требуя участия в дискуссиях, подвергая анализу или опровергая мнение собеседника. В качестве видов деятельности предлагаются тематические ток-шоу, дискуссии, дебаты, мозговой штурм. Четвертый этап, бизнес-курс, ориентирован на лиц, профессионально специализирующихся в сфере менеджмента и бизнеса. Им приходится заниматься составлением финансового отчета по итогам работы компании, подготовкой выступления и ведением собрания акционеров, проведением маркетингового исследования, разработкой и проведением рекламной компании, выпуском тематического журнала, проведением ярмарки вакансий и набором специалистов, созданием филиала фирмы или нового предприятия. Слушателям предлагаются материалы из реальной жизни, которые доступны и актуальны на день проведения занятий. Это аутентичные материалы, включающие статьи из прессы, научных и специальных изданий, материалы финансовой отчетности и прочие источники информации, имеющиеся в свободном доступе в интернет.

Матюшенко В.В.

РУДН