logo
для диплома

К проблеме взаимосвязанного обучения рецептивным видам речевой деятельности в неязыковом вуЗе

В современном мире значительно расширились рамки межкультурного общения: обучение специалистов за рубежом, международные симпозиумы, семинары, переговоры, межкультурные обмены стали нормой общественной жизни. Цель обучения межкультурной коммуникации расставляет новые акценты в процессе обучения иноязычному общению. Основную информацию и доступ к новым знаниям человек способен получить двумя способами: с помощью чтения и аудирования. Для повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в неязыковом вузе, для активизации процесса получения новых знаний и профессионально значимой информации на иностранном языке следует сконцентрироваться на комплексном обучении рецептивным видам речевой деятельности: профессионально-ориентированным чтению и аудированию.

Одним из условий решения дидактической организации процесса обучения профессионально-ориентированным чтению и аудированию является создание и использование в учебном процессе специально разработанного комплекса упражнений, включающего упражнения на антиципацию, формирующие, профессионально-деятельностные, креативные упражнения, реализованные в разработке учебно-методического пособия по обучению профессионально-ориентированным чтению и аудированию в неязыковом вузе на базе аутентичных текстов и фономатериалов.

Обучение профессионально-ориентированным чтению и аудированию в неязыковом вузе должно осуществляться на основе аутентичного материала, использование которого способствует приближению учебных условий к реальной ситуации общения, значительно повышает мотивацию учения и. тем самым, обеспечивает повышение эффективности обучения рецептивным видам речевой деятельности. Для отбора и организации текстового материала рекомендуется руководствоваться следующими принципами: коммуникативной значимости профессиональной информации, информационной значимости, достаточности профессиональной информации, учета предметно-содержательной стороны отбираемых аутентичных текстов для чтения и фономатериалов, занимательности текстов, языковой посильности текстов, адекватности объема речевого сообщения психическим возможностям обучающихся, принципом аутентичности.

Для эффективной организации процесса обучения профессионально-направленным рецептивным видам речевой деятельности необходимо применение специально разработанного учебно-методического комплекса, методологической основой которого является комплекс упражнений по обучению профессионально-ориентированным чтению и аудированию, включающего учебно-методические задания, аутентичные тексты, аудио-видео-мультимедийные средства обучения, практикум самостоятельной работы, терминологический словарь, грамматический справочник.

Яськова В.Л.

Новороссийский политехнический институт

Кубанского государственного технологического университета