logo
для диплома

Формулы и алгоритмы в обучении английскому языку в техническом вуЗе

Для обеспечения продуктивного (в том числе профессионального) общения на иностранном (в нашем случае английском) языке необходимо выработать у студентов определенные грамматические навыки. Ограниченное количество учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка (ИЯ) в техническом вузе (2 – 3 академических часа в неделю), заставляет преподавателей искать пути повышения эффективности обучения без увеличения временных затрат. С точки зрения автора, существенную помощь в этом могут оказать алгоритмы, т.е. языковые формулы и предписания по работе с ними, использующие условные обозначения, например, V – глагол (Verb), S - подлежащее (Subject) , Р – сказуемое (Predicate), O – дополнение (Object) и т.д. На их основе формулируются правила грамматики английского языка (АЯ), такие как S + Р – ядро английского предложения, V+ S + Р – формула общего вопроса, ?слово + V + S + Р – формула специального вопроса и т.д. Алгоритмизации подвергаются все основные правила английской грамматики, обеспечивающие эффективное усвоение базовых закономерностей ИЯ, необходимых для адекватного перевода и общения.

В историческом аспекте алгоритмический подход к обучению грамматике АЯ опирается на теорию языковых моделей, разработанную И.В.Рахмановым, И.М. Берманом и другими. Этот метод широко используется при обучении чтению и переводу, а также устной речи. Важно, чтобы обучаемые за набором отдельных слов, каковым им прежде всего представляется воспринимаемое зрительно предложение, видели определенную взаимосвязь этих слов, составляющих не менее определенную структуру – языковую модель.

Рассмотрим несколько примеров.

1) To read this book you should know Chinese.

1 2

To V + O + S + P + O

Перед нами одна из инфинитивных моделей, представленная c помощью условных обозначений (символов). В данном случае символика выглядит оправданнной в рецептивных целях, поскольку при этом большое внимание уделяется месту, которое занимает та или иная грамматическая форма в предложении, а цифровые условные обозначения подчеркивают это еще раз. Изображение предложений в виде моделей не обязательно подразумевает использование условных обозначений. Главное, чтобы обучаемые поняли суть модели, ее структуру и семантику. А это не обязательно требует символики.

Данную модель можно представить и другим образом:

To V + 0 … 1 + 2 …/ Берман И.М./

Не считая в данном случае принципиально важным то, какой способ для изображения моделей принят, полагаем, что главное заключается в том, чтобы студенты могли безошибочно и быстро находить их в любых предложениях и активно использовать в своей речи.

Использование алгоритмов и формул оправдано, с одной стороны, техническим складом ума обучаемых, обилием формул на занятиях по другим дисциплинам, а также значительной экономией учебного времени.

Бурнацева Ф.Х.

Северо-Осетинский государственный университет