logo
для диплома

Текст как средство обучения иностранному языку в вузовской системе профессиональной подготовки

Цель обучения иностранному языку в вузовской системе профессиональной подготовки должна характеризоваться его практической направленностью, как средства общения, обмена информацией, необходимой для успешной практической деятельности будущего специалиста в избранной им области науки, техники, хозяйства, оперативного знакомства с уровнем развития науки и техники за рубежом. В современном мире информационных технологий, растущей интеграции, полиполярного сотрудничества иностранный язык становится одним из показателей профессиональной компетентности специалиста.

Основной источник информации для специалиста - это научная статья, доклад, техническая инструкция и т.д. В связи с этим, при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах на первое место выходит профессионально-ориентированное чтение. Основной целью профессионально-ориентированного чтения является получение необходимой информации, ее обработка с установкой на дальнейшее использование.

В отличие от традиционного подхода к тексту, как иллюстрации различных грамматических и лексических трудностей, необходимо направить внимание обучаемого на содержание научного текста и рассматривать его как источник информации. При этом важно учитывать взаимосвязь формы и содержания.

Знание особенностей стиля научного, технического текста значительно облегчит работу с ним. Не смотря на то, что научные тексты имеют различную форму и содержание, можно выделить функциональные типы текстов, например, описание (описание химической структуры вещества), объяснение (объяснение научного принципа), аргументация (доказательство научного тезиса). Функциональный тип определяет стереотипность в композиции и структуре текста, в последовательности изложения, в выборе специальных устойчивых выражений. Обращая внимание на макроструктуру текста, то есть на его композиционные опоры, преподаватель дает возможность студенту увидеть связь смысловой важности с композиционной значимостью. Тем самым у студента вырабатывается системный подход к работе над разноплановыми научными текстами. При работе над конкретной научной статьей в аудитории существенно возрастает скорость и качество получения нужной информации, выполнения задач, заданных послетекстовыми упражнениями. Овладение информацией на уровне макроструктур значительно облегчает такие важные для будущего ученого формы обработки информации как реферирование и аннотирование текста.

Овладение информацией на уровне макро- и микроблоков отрабатывается различными упражнениями:

- определение функционального типа текста (прочитайте несколько небольших текстов и определите их тип: описание, объяснение, аргументация; по заголовку/по первому абзацу определите, к какому типу относится данный текст)

- определение смысловых опорных структур (составьте план текста, заполните информационную таблицу по тексту, ответьте на вопросы; выделите важную информацию и опустите второстепенную, выберите предложение из ряда данных, в котором отражена главная мысль текста/абзаца)

- определение композиционных опорных структур (определите тему текста по первому и последнему абзацу, разбейте текст на абзацы, поставьте абзацы в нужном порядке, разверните текст по первым предложениям его абзацев, скажите, какое содержание могло предшествовать данному обобщающему предложению)

Приведенные задания являются лишь образцом возможной работы с текстом и оставляют место для творчества преподавателя.

Горбатенко О.Г.

РУДН