logo
для диплома

Семиотическая стратификация текстов деловой тематики

1. Тексты деловой тематики являются неотъемлемой частью учебных материалов, используемых в преподавании делового английского. В работе со студентами промежуточного и продвинутого уровней обучения представляется весьма целесообразным применение метода семиотической стратификации, который заключается в последовательном выявлении в аутентичных высказываниях на современном английском языке моно- и полилексемных единиц, передающих («сообщающих», «сигнализирующих»), как этого требует филологическая семиотика (см: Т.Б. Назарова. Филология и семиотика. Современный английский язык. – М.: Высшая школа, 2003), обобщенные инвариантные содержания.

2. В диалогах и полилогах деловой направленности метод семиотической стратификации позволяет выявить указания на принадлежность коммуникантов миру бизнеса (the world of business), определенной предпринимательской области, отрасли, сфере (professional area или industry), определенному уровню в корпоративной иерархии (company hierarchy), а также идентифицировать занимаемую сотрудником должность (professional function) и особенности той корпоративной культуры (corporate culture), которой он следует.

  1. Методика семиотической стратификации применима и к качественной прессе, ориентированной на деловой мир, например, «Финансовой странице» журнала The NEW YORKER, которая передает актуальную информацию о событиях в мире бизнеса, содержит большое количество ключевых бизнес-терминов, компактна (каждый образец занимает одну полосу) и написана идиоматичным современным английским языком. Путем сплошного обследования 45 текстов были выявлены различные элементы, обладающие свойствами знаковых систем и подтверждающие принадлежность «Финансовой страницы» к качественным печатным средствам массовой информации (обсуждаемые темы, представление материала, язык), ориентацию на деловое сообщество и неразрывную связь с деловым миром (категоризация предлагаемых тем – типы деловых организаций, люди в мире бизнеса, инновационные технологии; ключевая бизнес-терминология – company, money, price, investor, C.E.O., business и др.), региональную принадлежность (элементы американского английского – орфографические, грамматические и лексические явления, а также многочисленные американские реалии).

Воронина А.З.

Финансовая академия

при Правительстве РФ