logo search
для диплома

Лингводидактические основы самостоятельной работы в кружке иностранного языка как особого вида учебной деятельности при подготовке экономистов

Лингводидактические основы самостоятельной работы в кружке иностранного языка как особого вида учебной деятельности при подготовке экономистов

При всём огромном значении аудиторных занятий, предписываемых учебной программой, следует особо отметить такой высокоэффективный вид языковой подготовки, как внеаудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя, в частности, в кружках иностранных языков. Результативность этого вида учебной деятельности обусловлена рядом факторов, повышающих мотивацию к совершенствованию языковых навыков. Можно поставить вопрос о необходимости разработки специальной программы обучения студентов самостоятельной работе над иностранным языком, охватывающей следующие аспекты.

Первое – это диагностирование учащимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении знаний. Второе – определение и оценка собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей для дополнительных занятий вне учебной программы. Третье – определение целей самостоятельной работы. Четвёртое – выбор учащимся объекта изучения и его обоснование для себя. Пятое – разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Шестое – определение форм и времени самоконтроля.

Самостоятельная работа учащихся в кружках иностранного языка позволяет реализовать основную часть этой программы. Как известно, коммуникативная компетенция с использованием иностранного языка предполагает развитие навыков чтения, письма, аудирования и говорения. В соответствии с этой базовой установкой, на занятиях кружка могут практиковаться различные виды работы. Большое место в самостоятельной работе студентов отводится подготовке презентаций с аудиовизуальным сопровождением. Высокоэффективным средством формирования необходимой речевой компетенции и, отчасти, деловых качеств являются также ролевые игры и кейс-анализ по проблемным аспектам профессиональной деятельности.

Очень важно отметить личностную значимость результатов самостоятельной работы для учащегося. Формирование способности к самостоятельной деятельности, предполагающей общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, - в этом и состоит главная цель работы кружка иностранного языка в вузе. Но очевидно, что успех самостоятельной работы требует предварительного обучения приёмам, формам и содержанию этой работы преподавателем. Кружок по иностранному языку создает условия для научной работы по индивидуальным планам, дополняющим, расширяющим и углубляющим знания, получаемые в аудитории и при подготовке к занятиям.

Батищева Е. В.

Тюменский государственный нефтегазовый университет