logo search
для диплома

Развитие навыков говорения с использованием текстов экономической тематики

Развитие навыка говорения является необходимым условием для достижения коммуникативной компетенции, под этим понятием подразумевается: способность сообщать одному или нескольким собеседникам то, что хочешь или должен сказать в определённой ситуации; понять ответы собеседника, правильно их интерпретировать; адекватно реагировать на ответные высказывания.

В процессе говорения у студентов, изучающих язык специальности (Wirtschaftsdeutsch), возникает целый ряд сложностей, которые можно было бы систематизировать следующим образом:

- трудно быстро сообразить, что и как сказать;

- не хватает слов и выражений, чтобы выразить свою мысль;

- недостаточно грамматических знаний, чтобы правильно построить предложение;

- иногда забываются простые слова или грамматические формы;

- боязнь/опасения, что высказывание будет сформулировано неверно;

- иногда не знают, что сказать, так как не владеют информацией по какой-то проблеме.

Очевидно, что основные сложности возникают в момент оформления мыслей в предложения. Для того чтобы снять эти сложности, используется система упражнений, направленных на развитие понятного, свободного, спонтанного говорения. Эти задания и упражнения можно поделить на пять групп:

  1. Задания, целью которых является подготовка к говорению.

Это упражнения репродуктивного характера, основанные на имитации, направленные на закрепление лексики и грамматических конструкций. Форма может быть различной – это диалоги, упражнения, выполняющиеся по цепочке, языковые игры, краткое формулирование собственного мнения с использованием определённых речевых образцов и т.д.

  1. Задания, целью которых является развитие умения «построить»

высказывание. Это лексико-грамматические упражнения, составление диалогов по образцу или заданной структуре, составление диалогов с опорой на текст, формулирование собственного мнения, что является подготовительным этапом к дискуссии.

Хотелось бы обратить внимание на такое интересное задание, как составление диалогов с опорой на текст. Для этого можно использовать различные типы текстов, например, тексты из учебников по экономике, газетные статьи, схемы, графики, карикатуры т.д. Задание выполняется наиболее успешно, если в процессе подготовки были «сняты» все возможные сложности. Что касается социальной формы выполнения заданий, предпочтение отдаётся работе в парах и малых группах (три участника).

  1. Задания, целью которых является структурирование

коммуникации.

Это упражнения на составление высказывания из нескольких коротких предложений, составление интервью, подготовка дискуссий с использованием речевых опор, пересказы и т.д.

  1. Задания, симулирующие коммуникацию.

Речь идёт о различных видах речевых игр, интервью, дискуссиях.

Задания этого типа могут быть эффективно использованы по окончании работы над темой. Основой для интервью и дискуссии могут служить газетные статьи проблемного содержания.

  1. Задания, которые, собственно, являются коммуникацией.

Различные ассоциограммы, спонтанные ответы на проблемные вопросы, высказывание гипотез перед или в процессе чтения текста и т.д. Такие задания можно предложить на различных этапах работы над темой.

Все упражнения и задания на развитие навыка говорения, безусловно, тесно связаны с развитием других навыков речевой деятельности и не могут рассматриваться в отрыве от них.

Казакова О.П.

Уральский государственный

педагогический университет