logo search
для диплома

Профессионально направленное обучение иноязычному общению студентов сельскохозяйственных вуЗов с использованием проблемных ситуаций

Существуют три основные формы обучения иностранному языку, нацеленные на решение конкретной задачи, такие как «глобальное моделирование» («global simulation»), работа над проектами («working with projects»), и решение проблемных ситуаций («case studies»).

Рассматриваемый подход требует значительно меньших затрат времени от обучающегося, так как он получает необходимый аутентичный материал по этому вопросу от преподавателя, и нужно лишь сосредоточиться на решении поставленной задачи, которая тесно связана с конкретной жизненной ситуацией. Этот тип заданий сочетает развитие таких навыков, как умение целенаправленно читать аутентичный материал, понимать его основное содержание, устно выражать свое мнение по поставленной проблеме. Обучающийся не должен читать текст с целью дословного перевода или усвоения новых слов, а должен научиться понимать его основное содержание, уметь обсуждать полученную из текста информацию в группе, чтобы затем представить в форме устного доклада свои предложения или рекомендации по данному вопросу.

Для студентов сельскохозяйственных вузов, причем различных специализаций (агрономов, агрохимиков, зооинженеров, экономистов), может представлять интерес работа над ситуацией «Городские фермы».

В разных странах мира (в Европе, на Тайване, и т.д.) стремительно развивается так называемое «городское фермерство», которое представляет собой предприятие, организованное особым образом, сочетающее в себе сельскохозяйственное производство, предоставление услуг клиентам и посетителям, отдых и просвещение. Таким образом, городские жители имеют возможность узнать о различных видах сельскохозяйственной деятельности (и даже практически в этом поучаствовать, приобрести некоторый опыт), получить своеобразное удовольствие от погружения в атмосферу сельской жизни, в ряде случаев - приобрести свежие высококачественные продукты питания, что способствует увеличению доходов фермеров. «Городские фермы», создаваемые как в центре больших индустриальных городов, так и в живописных местах в сельской местности, рассматриваются как ценные учебные лаборатории, где горожане могут ознакомиться со всем процессом производства продуктов питания.

Разнообразный аутентичный материал о «городских фермах» позволяет удовлетворять интересы студентов, специализирующихся в самых разных областях сельского хозяйства. При работе над этой проблемной ситуацией учащиеся могут выполнять следующие виды заданий:

  1. Составить проект создания «городской фермы», конкретно привязанный к данной местности, обсудить достоинства и недостатки данной территории для строительства фермы, используя ролевые игры при обсуждении проекта (например, встреча с жителями выбранного под строительство района, презентация проекта министру для последующего утверждения);

  2. Написать письмо-заявление о приеме на работу, включая написание резюме;

  3. Разработать план экскурсии для студентов на ферму с целью ознакомления с различными видами сельскохозяйственной деятельности; подготовить устные презентации по животноводству, растениеводству, а также современным направлениям развития сельского хозяйства (например - генетике, биотехнологии).

Предлагаемые проблемные ситуации предполагают разработку решений, связанных с реальной ситуацией, что позволит сочетать профессиональную заинтересованность студентов с процессом обучения иностранному языку.

Куклинская Н.М.

Уральский государственный

педагогический университет