logo search
для диплома

О значении профессиональной направленности в обучении иностранным языкам

Одним из ве­дущих мотивов учебной деятельности по иностран­ному языку у студентов неязыковых вузов явля­ется инте­рес. Стиму­лированию и формиро­ванию познавательного ин­тереса способст­вует только тот учебный материал, содержание кото­рого отве­чает имею­щимся и вновь возникающим потребно­стям. Со­держа­ние знаний несёт в себе и такой важный стимул познаватель­ного ин­тереса, как осозна­ние и понима­ние практической роли позна­ния, воз­можность исполь­зования приобретён­ных знаний в будущей профес­сии, что оказывает значи­тельное влияние на сформированность интереса. Но зачастую студен­тов обучают в вузе лишь переводу с ино­странного языка, не показы­вая воз­можно­стей практиче­ского применения по­лученных зна­ний и не связывая их с бу­ду­щей профес­сией. В результате язы­к усваи­вают лишь поверхно­стно и не владеют ни одним из видов рече­вой дея­тель­ности. Поэтому нельзя упускать из виду функцию иностран­ного языка как средства фор­мирования интереса к буду­щей профес­сии и стрем­ления получить знания по возможно большему количе­ству коммуни­кационных ка­налов, одним из которых стано­вится владение ино­странным языком. Эта функция реализу­ется через организа­цию всего учеб­ного про­цесса, в первую очередь через со­дер­жание самого учеб­ного мате­риала и его направлен­ность. Профессиональная направ­лен­ность в обучении ино­странному языку достигается только в том случае, если полученные зна­ния можно использо­вать в профессио­нальной деятельности. При этом речь идёт об интег­рировании ино­странного языка со специаль­ными предме­тами – ис­пользовании ино­язычной литературы при их изучении и выра­ботки навыка чтения специ­альной литературы на ино­странном языке. Для достижения этой цели необходимо отобрать языковой материал и опреде­лить адекват­ные методы обучения, то есть создать курс языка, спро­филиро­ванный для данного вуза. Учёт специ­фики вуза должен проявляться в не­скольких направлениях: работа над тек­стами, отра­жающими специ­альности вуза; изучение таких тем для развития уст­ной речи, которые имеют прямое отношение к специально­стям; изу­чение словаря-ми­ни­мума, относящегося к специальности; активиза­ция лексического и грамма­тического материала.

С вопросом профессиональной направленности содержания обуче­ния тесно связано использование межпредметных связей. Установле­ние меж­предметных связей между вузовскими общенаучными и про­филирующими дисциплинами является одним из определяющих ус­ловий формирования профессио­нальных и познавательных интересов. Овла­дение иноязычной ре­чевой деятельностью с опорой на межпред­метные связи отвечает различным интере­сам студентов, позволяет учитывать их индивиду­альные особенности и склон­ности, что создаёт наиболее благоприятный режим для практического приме­нения языка как средства общения и получения новой полезной ин­формации. В силу этого межпредметные связи являются одним из эффектив­ных средств мотивации учебного процесса по иностранному языку. Прак­ти­чески все вузовские дисциплины могут дать бога­тый материал для осуществ­ления межпредмет­ных связей. Однако при этом следует учи­тывать, что опора на связь с какой-либо наукой представляет со­бой не сообщение сведений преподавателем, а активное привлечение самих студентов к поиску интере­сующей их полезной информации.

Старцева Е.О.

РУДН