logo search
для диплома

Дополнительная квалификация как механизм гуманизации высшего профессионального образования

Современное развитие общества невозможно адекватно отразить в рамках застывшей образовательной системы экстенсивного типа, основанного на механической передаче свода прошлых знаний. Смена труда в условиях рыночных отношений нередко происходит не по инициативе работника, а в силу потребности изменяющегося производства. Ориентация только на одну профессию оказывается недостаточной. В этой связи необходимо искать пути расширения квалификационных возможностей выпускников вузов, повышения их профессиональной мобильности. Поэтому в качестве важнейшей задачи при формировании концепции перспективного развития образования выдвигается идея гуманизации профессионального образования. Параллельное обучение студентов, ориентированное на освоение в период учебы в вузе образовательно-профессиональных программ с целью получения дополнительных квалификаций, представляет собой одно из инновационных направлений образовательной деятельности высшей школы. Эта система выполняет функции “дополнительности” по отношению к базовому образованию, так как, во-первых, выступает в качестве новой ступени последовательного роста; во-вторых, способствует более углубленной подготовке в каком-то определенном направлении; в-третьих, реализует потребности овладения смежными отраслями знания и деятельности. Включение в учебный процесс дополнительных профессиональных программ с присвоением дополнительной квалификации открывает новые возможности осуществления межпредметных и межкурсовых связей в учебном процессе, углубляет знания выпускников, расширяя их перспективы на рынке труда. То есть, фактически дополнительное образование создает в вузе такое образовательное пространство, внутри которого каждый студент получает возможность максимально раскрыть свои индивидуальные способности, и опосредованно повышает качество образовательного процесса.

Все вышесказанное определило появление приказа Министерства образования России о присвоении дополнительной квалификации “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации” выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования. Для филолога или лингвиста язык представляет интерес сам по себе как таковой. Специалисту технического профиля, настроенному сугубо прагматично, он нужен только как средство для решения конкретных задач, таких как профессиональное совершенствование, удовлетворение карьерных амбиций. Введение данной квалификации направлено на подготовку специалистов, обладающих помимо профессиональных знаний в определенной области еще и переводческой компетенцией, позволяющей выполнять письменный перевод в этой области

Ходеева Е.Ю.

РУДН