logo search
для диплома

Развитие методов интенсивного обучения иностранным языкам – актуальная задача лингводидактики

В условиях быстрого социального, экономического, политического развития страны проблема интенсификации эволюционных процессов остается актуальной и для лингводидактики. В настоящее время популярны такие направления подготовки, как изучение второго иностранного языка, обучение техническому переводу, подготовка переводчиков в сфере профессиональной коммуникации, PR- специалистов и т.д., где возникает необходимость совершенствования приемов и методов обучения. Идеи рациональной организации и интенсивного обучения не являются новыми. Но прежде, чем они сложились в целостную систему, эти идеи прошли долгий путь развития.

Особый интерес представляют методики, разработанные в русле логического подхода. В частности интенсивный курс логической грамматики английского языка, разработанный психологом В.В. Милашевичем, – это уникальный метод, дающий ключ к изучению разных языков. С его помощью ликвидируется основная трудность в изучении языка – неумение свободно пользоваться грамматикой. Ценность подхода в том, что он учит видеть логическую структуру предложения с его заданным порядком слов и переводить любой текст с листа, вооружая навыком точного определения любой части речи. Метод логического обучения позволяет овладеть английской грамматикой за срок до 30 часов. Этих знаний уже достаточно, чтобы переводить профессионально ориентированные тексты. С опорой на теории поэтапного формирования знаний, умений и навыков П.Я.Гальперина модель обучения включает четыре блока: 1- усвоение служебных слов, 2 - усвоение видо-временных и залоговых форм английского глагола в сопоставлении с русским языком, 3 - усвоение синтаксических структур, 4 - работа с учебным текстом. Метод В.В.Милашевича – это удобное дополнение любого разговорного интенсивного курса.

Логическая концепция лежит также в основе системно-модельного супер-экспресс метода Т.Трушниковой. Этот метод позволяет вскрыть внутреннюю логику языкового мышления и найти способы перехода от речи и мышления на одном языке к речи и мышлению на другом. Слова запоминаются как словесное обозначение реалий окружающего мира. Системно-модельный метод – это не только строго логическая концепция, которая задействует собственную логику и уникальный жизненный опыт конкретного человека, но и самообучающая система, при которой студент, пользуясь лишь книгой, компьютерным и аудиокурсом, может изучить язык самостоятельно. По утверждению автора, этот метод позволяет научиться бегло говорить и мыслить на иностранном языке всего за 4 – 6 недель, что особенно важно для деловых людей.

Практическое значение данных методов возрастает благодаря тому, что они могут применяться при обучении всем предметам.

Гисина О.Г.

Новороссийский Политехнический институт КубГТУ