logo search
для диплома

Современный подход к формированию умений делового иноязычного общения

1. Деловое общение в сфере межкультурного сотрудничества осуществляется посредством устных и письменных жанров деловой коммуникации. Такими жанрами, используемыми в рамках устных деловых контактов, являются презентация, деловая беседа и переговоры. Письменное деловое взаимодействие партнеров в указанной сфере реализуется с помощью разных видов деловой переписки (деловое письмо, телефаксное сообщение, телекс, сообщение по электронной почте) и документации (соглашение, контракт, договор, протокол и др.).

2. В силу своего назначения и функционирования перечисленные жанры устного и письменного делового общения могут быть отнесены к деловому стилю речи. Соответственно, эти жанры характеризуются теми стилевыми чертами, которые свойственны официально-деловому стилю речи в целом. Такими стилевыми чертами являются официальность, стереотипность и точность.

Лингвостилистические характеристики, лежащие в основе этих черт, составляют то общее, что объединяет указанные устные и письменные жанры делового иноязычного общения. Отличия каждого из данных жанров отражаются как в специфике реализуемых ими целей и функций, так и в особенностях структуры и используемых наборах языковых средств.

3. Прагматический аспект глобальной цели обучения деловому иноязычному общению связан с формированием у обучаемых прежде всего таких речевых умений, владение которыми позволит им осуществлять устное и письменное речевое взаимодействие с другими коммуникантами в ситуациях делового профессионального общения, т.е. умений порождения и восприятия текстов указанных выше жанров деловой коммуникации.

Особый акцент в курсе иностранного языка в вузе соответствующего профиля должен быть сделан на развитии продуктивных умений делового иноязычного общения. К ним относятся умения, функционирующие во всех речевых жанрах и необходимые для а) формулирования цели и функции речевого жанра; б) разработки структуры речевого жанра; в) использования в текстах речевых жанров стереотипных словосочетаний и формул речевого общения, свойственных каждому жанру делового коммуникации.

4. Методика формирования перечисленных умений должна базироваться на единой технологии работы в плане как целесообразных этапов подготовки, так и оптимальной последовательности приемов обучения.

Епифанова М.П.

Астраханский государственный технический университет