logo search
для диплома

Вопросы выбора текстов при обучении письменной деловой коммуникации

При отборе содержания для обучения студентов письменной деловой коммуникации с учетом их профессиональной ориентации (экономический профиль) мы руководствовлись принципом учета взаимодействия методических функций чтения и письменной речи в процессе обучения.

В процессе обучения текст выступает как объект анализа и как продукт речевой деятельности. Мы придерживаемся мнения исследователей, выделяющих три категории текстов: «тексты-источники», «промежуточные тексты» и «тексты определенных жанров и характеристик, порождение которых и есть цель обучения» (Е.П. Никифорова, 2000: 14).

«Исходным моментом обучения письменной речи служит интенциональный, смысловой, структурный анализ текста-источника в сопоставлении с интенциональным, смысловым, структурным и языковым анализом заданного текста порождения». Таким образом, с одной стороны, тексты являются источником содержательной информации, а с другой – основой для отбора языковых средств (лексических и грамматических), необходимых для написания определенных текстов, являющихся целью обучения, например деловых писем.

В качестве «текстов-источников» нами рассматривались только аутентичные тексты, которые можно разделить на проблемно-познавательные тексты, прагматические тексты (инструкции, объявления), тексты деловых писем (письмо-пожтверждение, письмо-отказ, письмо-запрос и т.д.), контракты.

Проблемно-познавательные тексты используются для извлечения из них новой информации по теме, так как в них содержатся определения основных понятий по теме, а также социокультурная информация. Тексты деловых писем и тексты инструкций выполняют, прежде всего, эталонную функцию.

Нами использовались тексты из зарубежных справочных пособий, немецкие газеты и журналы ( „Markt“, „Chance“, „Süddeutsche Zeitung“ и др), деловая переписка фирм с немецкими партнерами.

При работе с данными видами текстов мы используем все виды чтения: чтение с глобальным пониманием, селективное чтение, чтение с детальным пониманием. Так, при просмотровом чтении письма-предложения извлекается информация о предлагаемых товарах или услугах, при селективном чтении обращается внимание на условия поставки, платежа, предоставляемые скидки, сроки действия предложения, при изучающем чтении студенты знакомятся с особенностями лексики, характеризующими названные выше условия, основными грамматическими конструкциями, речевыми клише, способами выражения вежливости и т.д. При чтении делового письма студент анализирует внешнюю и внутреннюю структуру текста, т.е. расположение основных частей письма, логичность его построения, аргументированность.

Информация, полученная при чтении «текстов-источников» является основой для обучения письменной деловой коммуникации с учетом профессиональной ориентации студентов от написания отдельных высказываний, входящих в состав целого речевого произведения, написания целого речевого произведения с использованием образца до собственно письменной деловой коммуникации. Для достижения данных целей используется система упражнений.

Медведева Н. Ф.

МГУ им. Ломоносова