logo search
для диплома

Организации обучения иностранным языкам с использованием кейс-метода в вуЗе

Кейс-метод представляет собой эффективное средство повышения эффективности обучения в высшей школе. Он обладает значительными функциональными возможностями, соответствует запросам революции в образовании. При этом он отличается не только образовательным эффектом, связанным с получением профессиональных знаний и навыков, но и воздействием на социализацию студентов, формирование их личностных качеств.

Главным достоинством кейс-метода является то, что он позволяет реализовать в наибольшей степени творческий потенциал преподавателя. Он представляется отнюдь не жесткой схемой осуществления обучения, отличается богатством и разнообразием. Как постоянно развивающийся метод он нуждается в постоянном взаимодействии с методологией, которая развивает его концепцию, насыщает его содержание. По сути дела, кейс-метод формирует прогрессивную парадигму преподавательской деятельности, которая отличается более высоким уровнем эффективности и соответствует требованиям времени. Вместе с тем кейс-метод не является универсальным. Им нужно пользоваться не вместо, а вместе с классическими учебными методиками, то есть ситуационный анализ должен не заменять, а дополнять лекции, семинары и практические занятия.

Что касается самой методики работы с использованием кейс-метода, при организации дискуссии следует придерживаться следующих методических советов:

  1. Планируйте обсуждения в группах из 10-25 лиц, чтобы облегчить обсуждение и обеспечить свободный обмен идеями.

  2. При определении лимита времени учитывайте характер темы. Более сложные темы могут требовать большего времени на обсуждение.

  3. Располагайте места для участников дискуссии таким образом, чтобы все могли легко видеть и слышать друг друга. Наилучшим вариантом есть расположение в форме подковы или по кругу.

  4. Помогите группе выбрать тему для обсуждения и выделите достаточно времени на ее исследование и изучение.

5. Объясните слушателям, как подготовиться к обсуждению, чтобы дискуссионное время использовалось максимально эффективно.

  1. Всегда в начале дискуссии отведите несколько минут для объяснения участникам ее цели.

  2. Дайте участникам указания относительно процесса и процедуры дискуссии: как им следует себя вести, какую роль будете выполнять вы.

  3. В начале задайте дискуссии верное направление. Задавайте вопрос и провозглашайте тезисы, исходя из учебных целей.

  4. Контролируйте, но не тормозите дискуссию. Возможно, вам придется заранее составить план, как направлять группу, и действовать строго по этому плану.

  5. Эффективно контролируйте поведение лидеров группы, дайте им возможность научиться уважать и ценить взгляды и вклад других.

  6. Намеренно спрашивайте молчаливых участников, что они думают по поводу обсуждаемого вопроса, или как бы они поступили в той или другой ситуации.

  7. В благоприятный момент подведите итоги дискуссии. Предложите каждому участнику сформулировать короткий итог дискуссии или попросите одного-двух участников представить свой вариант перед аудиторией.

Реализация внедрения кейс-метода в учебном заведении требует специальной и напряженной работы. Ситуационная методика должна пройти период адаптации, вследствие которого ее можно будет легко «встраивать» ее в текущий учебный процесс.

Литвинов А.В.

РУДН