logo search
для диплома

Чтение в деловых целях

  1. Чтение представляет собой рецептивную деятельность, направленную на восприятие и понимание развернутого произведения письменной речи. Специалисты в области методики выделяют разные виды чтения: аналитическое и синтетическое, чтение вслух и чтение про себя, классное и домашнее, индивидуальное и хоровое, учебное и коммуникативное, интенсивное и экстенсивное.

2. Чтение в деловых целях (reading for business purposes) – это функционально целесообразное взаимодействие студентов промежуточного и продвинутого уровней обученности с текстами деловой тематики. Основные требования, предъявляемые к выбору материала, сводятся к следующему: аутентичность (текст должен быть написан грамотным естественным носителем языка), актуальность (обсуждаемая проблематика должна быть востребована деловым сообществом и в высшей степени целесообразна для современного этапа его развития), оптимальность (имеется в виду приемлемая для целей обучения протяженность текста) и идиоматичность, т.е. качество используемого пишущим английского языка.

3. Первый и весьма существенный этап планомерного взаимодействия изучающих деловой английский с аутентичными текстами деловой тематики заключается в освоении ими, с опорой на три принципиально важных метода (концептуализация, категоризация и приоритизация), бизнес-терминологии, столь необходимой для понимания делового мира: именно общеупотребительные бизнес-термины, обозначая ключевые для этой области понятия, выполняют знаковую функцию, т.е. указывают на принадлежность говорящих и пишущих к деловой сфере.

4. Концептуализация предполагает формирование навыков толкования или определения того, что тот или иной ключевой бизнес-термин значит; имеется в виду соотнесение термина с обозначаемым им понятием, например: companya group of persons legally incorporated under company law; компания – объединение нескольких лиц, зарегистрированное в соответствии с законодательством о компаниях.

5. Категоризация группирует и организовывает термины, т.е. распределяет их по тем или иным тематическим/ассоциативным/ концептуальным рубрикам, типичным для мира бизнеса, например: company оказывается в одном ряду с такими терминами, как corporation, enterprise, firm, concern, conglomerate, multinational, transnational, private company, public company, global company, small business, big business, etc.

6. Приоритизация выявляет те из объективно существующих, и возможных, ассоциативных взаимосвязей и взаимоотношений, которые для понимания мира бизнеса оказываются наиболее существенными, а значит более приоритетными по сравнению с другими. Соответственно их приоритетной роли, эти, и аналогичные им, терминологические ряды и соотношения с необходимостью выдвигаются на первый план в качестве опоры для дальнейшей систематизации знаний, приобретаемых в процессе чтения и восприятия текстов деловой тематики.

Нотина Е.А.

РУДН