logo search
для диплома

Метод контрольных вопросов в деловом общении

В настоящее время наблюдается стремительная интенсификация взаимодействия различных стран, народов и отдельных людей во всех сферах человеческой деятельности, и, прежде всего, в экономике. Современная экономика, рынок идей, товаров и услуг – жесткая и безжалостная среда, которые не прощают ошибок. Поэтому язык делового мира стал конкретным и точным, т.е. профессиональным, а не бытовым. Это ставит перед участниками делового общения в рамках международных конференций, симпозиумов, конгрессов, совещаний и переговоров несколько практических задач: умения говорить, слушать и понимать о чем говорят, извлекать при этом соответствующую информацию с нужной степенью полноты и точности. При этом последний фактор является наиглавнейшим от которого зависит успех или провал. Очень важно своевременно понять суть проблемы (вопросов), её причины, достоверное знание необходимых показателей, возможные варианты «дела» и их сравнительные ценности, обоснованность выводов и утверждений и др. В рамках указанных мероприятий основным источником «добычи» необходимой информации являются системно поставленные вопросы к речи говорящего или к анализируемому тексту. Римский оратор Квинтиллиан впервые сформулировал семь вопросов: кто? что? где? какими средствами? зачем? как? когда? Эти вопросы, по его мнению, позволяют не забыть о чем бы то ни было. Нам известен и современный комплекс вопросов для получения полноты информации: кто? что? как? где? когда? зачем? сколько? Системный анализ ситуаций (печатного текста или речи), т.е. получения желаемой информации с помощью вопросов получил название метода контрольных вопросов.

Метод контрольных вопросов применяется широко в политических технологиях, бизнесе, науке и технике. Поскольку мы полагаем, что деловое общение проводится на английском языке, то эффективность метода контрольных вопросов зависит не только уровня профессиональной подготовки специалиста, но и от его знаний и умения владеть закономерностями речевого поведения при формировании вопросов и ответов на них. Исследование этих закономерностей проведено нами на основе диалогических единств, наблюдаемых автором дискуссий, состоявшихся в рамках международного семинара по реабилитации слепых (Польша, 1996г.) и международной конференции по медико-техническим проблемам (Турция, 2002г.).

Анализ показывает, что не зависимо от отрасли знаний семантически типы вопросов, задаваемых участниками носят универсальный характер и могут быть классифицированы и описаны. Как правило, запрашивается информация об исполнителе, о сути проблемы, о возможности реализации проекта и трудностях при этом, взаимосвязи, взаимообусловленности действий и последствий, их причинах, обоснованности прогнозов, выводов и утверждений и др. Поскольку одной из задач настоящей работы является практическая помощь участника делового общения, то нами рассмотрены различные варианты реализации наиболее часто встречающиеся семантических вопросов: их структура и тематическая лексика (ключевые слова, выражения и речевые образцы). На практике широко используется одно и двухкомпонентные структуры вопросов, значительно редко встречаются вопросы, включающие пространные рассуждения по проблеме.

Однокомпонентные вопросы, как правило, начинаются с непосредственной формулировки вопроса, а иногда с ссылки на более широкие проблемы, которые предваряются такими словами и сочетаниями, как относительно…, что касается …, что касается, поскольку речь идет о … . В ряде случаев объект вопроса уточняется с помощью определений, включающих местоимения.

Двухкомпонентная структура вопросов встречается наиболее часто, если проблема непонятна по каким-либо причинам. В этом случае в первой части вопроса приводится ссылка на доклад или статью (например, «Вы сказали, что …), а затем следует сам вопрос. При этом глаголы, используемые в ссылке могут употребляться как в Past Indefinite, так и в Present Indefinite или Present Perfect.

Нередко встречаются сложные вопросы, которые состоят из нескольких вопросов, адресуемых одному документу или сразу нескольким. В первом случае вопросы объединяются в единый комплекс с помощью союзов и слов: and, also, if so или во-первых, во-вторых и т.д. Во-втором случае, каждый вопрос начинается с упоминания звания и фамилии, того, к которому вопрос предназначен. Следует отметить, что с упоминания имени докладчика могут начинаться и другие вопросы.

Получение достоверных ответов являются главной целью метода контрольных вопросов. Следует отметить, что ввиду большого разнообразия форм речевого представления ответов на поставленные вопросы пока не удается добиться их логической классификации, но основные закономерности речевого поведения отвечающего можно все же установить. К ним относятся убедительность, аргументированность, логичность обоснованность ответов и качестве их языкового их представления.

В работе рассматриваются языковые средства, используемые отвечающим для обоснования своих высказываний или ухода от ответа.

Как правило, заключительная стадия метода контрольных вопросов сводится к заполнению таблицы, в которой левый столбец – номера проблем по порядку их наименования, а все остальное это содержание, где расписываются ответы на все 7 вопросов. Можно сказать, что здесь рождается истина.

Метод контрольных вопросов весьма эффективен при живом общении преподавателя и обучающихся с использованием современных тренинг-технологий и электронных средств: при анализе экономических проблем, обсуждении проблем специальности, проведением деловых игр в диалоговом режиме и др. При таком подходе обучение становится более интенсивным и целенаправленным, т.к. вносится системность как в изучение специальности, так и английского языка и цель обучения – бизнес английский – становится постоянно развивающимся процессом подготовки высококвалифицированных, целеустремленных и коммуникабельных специалистов.

Кочетова Л.А.

Алтайский государственный университет