logo search
для диплома

К вопросу о профессионально-ориентированном обучении иностранному языку на раннем этапе

Стремительные социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, в значительной мере отразились и на высшей школе, выдвигающей новые требования к подготовке Вузовского специалиста, способного практически пользоваться иностранным языком как в общегуманитарных целях, так и в своей профессиональной деятельности. В нынешних условиях молодой специалист должен не просто уметь общаться на иностранном языке, а эффективно использовать его в своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому одной из важнейших дидактических задач обучения иностранному языку является профессиональная ориентированность в отборе методического материала и организации учебного процесса. Предметом преподавания, в данном случае, является не просто иностранный язык, а иностранный язык, формирующий профессиональные знания, умения, навыки. Если раньше основной упор в преподавании делался на обучение чтению и переводу текстов (в зависимости от специализации), а развитие навыков устной речи отходило на второй план, то сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Следовательно, возникает ряд вопросов:

В данном сообщении предполагается более детальное освещение последнего вопроса. Нам представляется возможным начинать профессионально-ориентированное обучение иностранному языку параллельно с изучением базового курса или же включать отдельные элементы профессионального обучения в базовый курс, рассчитанный на студентов со средним уровнем знания языка(pre-intermediate, intermediate levels).

Реализация методики коммуникативно-направленного обучения, для которой характерна ранняя профессионализация, позволяет:

Для осуществления вышеперечисленных задач требуется применение как традиционных отечественных, так и современных зарубежных методик, а также использование новых учебных материалов. На раннем этапе профессионально-ориентированного обучения такими материалами могут служить различные учебники и учебные пособия известных зарубежных издательств (Oxford,Cambridge,Longman), газеты и журналы.

Удачное сочетание методических задач и интересов студентов на раннем этапе их обучения основным коммуникативным навыкам и умениям оказывается возможным при работе с текстами общеэкономической направленности, представленными, например, в таких периодических изданиях, как “The Moscow Times”, “The Moscow Tribune”.

Исходя из того, что у обучаемых в какой-то степени уже сформирован понятийный аппарат в результате изучения спецдисциплин по основной специальности, то, думается, что у них не возникнет особых трудностей при работе с текстом, особенно при передаче его содержательной стороны, составляющей предметную область знаний в сфере экономики.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, следует справедливо заметить, что необходим серьезный подход к отбору учебных текстов на иностранном языке, в которых предполагается отсутствие терминологической лексики, наличия аббревиатур и безэквивалентной лексики, так как практика показывает, что при работе с учебным текстом, в котором отсутствуют трудности когнитивного плана, студенты быстрее приобретают коммуникативные навыки и умения, эффективнее выполняют задачи, поставленные перед ними в процессе раннего профессионально-ориентированного обучения.

Дмитренко Т.А.

Московский педагогический

государственный университет