logo search
для диплома

Определение структуры курса профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

Под структурой курса обучения какой-либо дисциплине традиционно понимают перечисление компонентов курса (в виде этапов, уровней, разделов, спецкурсов и т.п.), обычно дополненное информацией о распределении учебного времени между этими компонентами, иногда определением взаимосвязи компонентов, иногда пониманием места и роли данного курса в общей системе подготовки конкретного специалиста.

Специфика курса профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам заключается в создании таких условий обучения, при которых будущие специалисты должны овладеть определенным набором навыков и умений, составляющих основу их языковой, коммуникативной и культурной компетенции, и использовать эти умения в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.

Структура курса иностранного языка в неязыковом вузе определяется целым рядом факторов, которые можно условно разделить на две группы. Факторы первой группы (лингвометодические) непосредственно связаны с реализацией отношений «обучающий субъект (преподаватель) – объект изучения (язык) - изучающий субъект (студент)». Ко второй группе относятся факторы, связанные с внешними обстоятельствами и условиями, в которых проходит процесс обучения.

Главными факторами первой группы являются цель и задачи обучения. При этом необходимо четко определить задачи во всех видах речевой деятельности и учесть необходимость формирования специальных умений и навыков перевода, реферирования и т.п. Кроме того, при определении структуры курса важно рассмотреть вопрос о соотношении различных видов речевых навыков и умений: стоит ли развивать их в равной степени или следует сделать акцент на преимущественном развитии чтения (для работы с научной литературой), устной речи и аудирования (для будущих работников турфирм) или письма (например, для ведения активной деловой переписки).

Решение поставленных целей и задач требует применения адекватных методических принципов, приемов и технологий. Выбор последних во многом определяет структуру всего курса обучения. К числу лингвометодических факторов можно отнести следующие: базовый уровень владения иностранным языком у первокурсников, облигаторность/факультативность отдельных компонентов курса, особенности изучаемого языка и иноязычной коммуникации, а также специфику профессиональной сферы обучающихся.

Для успешной организации обучения иностранному языку необходимо использовать различные средства оптимизации процесса обучения, а именно: применение эффективных методик, продуманный отбор языкового и речевого материала, использование новейших достижений в области производства учебных материалов, внедрение новых информационных технологий и технических средств. Основной задачей обучающего является внедрение результатов передовых научных исследований в практику преподавания для достижения главной цели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку – формирование умений студентов пользоваться им как средством общения в сфере своей будущей профессиональной деятельности.

Давтян В.В.

РУДН