logo search
для диплома

Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе обучения английскому языку

Одним их компонентов понятия «профессиональные компетенции» является совокупность нравственных приоритетов, определяющих отношение специалистов к миру, людям, себе в процессе реализации профессиональной деятельности. В качестве нравственных приоритетов при подготовке студентов-будущих юристов мы выделяем следующие ценности: гуманность, ответственность, трудолюбие, сотрудничество, терпимость, что обусловлено рядом обстоятельств:

- во-первых, их формирование обусловлено спецификой существующих общественных отношений, их востребованностью в социуме;

- во-вторых, значимость формирования перечисленных нравственных ценностей обусловлена спецификой труда работников правоохранительных органов, заключающейся в том, что объектом их деятельности является человек, его жизнь и здоровье. Так, в процессе отправления правосудия судья несет ответственность за вынесение справедливого приговора, проявлять терпимость, уважение к человеческому достоинству гражданина. Большое значение для судьи имеет трудолюбие, которое предполагает добросовестное, скрупулезное изучение обстоятельств каждого дела. При раскрытии преступлений в условиях нервного напряжения от представителей органов внутренних дел требуется слаженная работа в коллективе, умение согласовывать свои действия с другими людьми, проявлять взаимовыручку, взаимопомощь, способность сочувствовать чужой беде, нести ответственность за свое поведение, последствия своих действий. Адвокату необходимо умение проявлять терпимость к своему подзащитному, обладание эмпатией, способностью найти нужную форму общения.

В качестве средств формирования данных компонентов профессиональных компетенций нами определены следующие:

1. Применение в процессе обучения английскому языку личностно-ориентированных образовательных технологий, отвечающих следующим требованиям: предоставление студентам необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, индивидуального развития; диалогичность, ориентировка на межличностное общение; деятельностно-творческий характер.

2. Усиление нравственно-ценностного потенциала дисциплины “Английский язык”, что достигается за счет наполняемости учебной информации нравственно-ценностным содержанием. В первую очередь – это работа с текстовым материалом, который содержит в себе нравственную проблему, ставящую студентов перед необходимостью ее осмысления и нравственного выбора. К таким текстам мы относим: тексты профессионально-ориентированные, связанные с юридической этикой; тексты художественные, библейского содержания, затрагивающие вопросы о смысле жизни, человеческих отношениях, темы любви, дружбы, предательства и др.; тексты из периодической печати, предоставляющие информацию о правовых нормах функционирования социумов, средствах предотвращения глобальных преступлений против человечества.

3. Создание атмосферы духовности в процессе преподавания иностранных языков, что реализуется на основе участия студентов в ежегодных фестивалях по иностранному языку, творческих зачетах, научно-практических конференциях на иностранном языке по профессионально-ориентированной тематике.

4. Использование междисциплинарной интеграции на занятиях по английскому языку.

Пальчун Г.П.

Елецкий госуниверситет им. И.А. Бунина