logo search
для диплома

Основные принципы отбора содержания обучения профессионально – ориентированному иноязычному общению студентов в техническом вуЗе

На протяжении долгого времени овладение различными видами перевода и усвоение специальной профессиональной лексики являлось целью обучения в техническом вузе. В настоящее время межкультурный и научный обмен, а так же профессиональное взаимодействие способны осуществлять только специалисты, приобщенные к иноязычным культурам, и в первую очередь к культурам англоязычных стран. Современные потребности общества обусловили необходимость создания новых учебных комплексов, предназначенных для эффективного обучения будущих технических специалистов [Программа…2004]. В связи с этим кафедра Л-3 МГТУ им. Баумана провела «разведывательное» анкетирование среди технических специалистов и руководителей различных предприятий и компаний. Задачей анкетирования было выявление требований, предъявляемых к специалистам на рынке труда и степени владения ими иностранным языком. Так же был произведен отбор, обобщение и анализ содержания ситуаций профессионально-ориентированных общения. Подавляющее большинство респондентов отметили, что основным средством общения для них является английский язык, а ведущие сферы общения – беседа с использованием специальных технических терминов(90%) , делопроизводство и переписка(8О%). Так же анкетирование позволило выявить соотношение видов иноязычной речевой деятельности, которую осуществляют специалисты, работающие на разных предприятиях. Так, 5О% из них отметили, что устная речь является необходимым навыком общения на иностранном языке для успешного осуществления профессиональной деятельности. Первичная информация была обобщена и проанализирована с помощью метода анализа и преобразования эмпирических данных. Из полученных результатов следует, что основным содержанием учебно-методического комплекса нового поколения должно стать профессионально-ориентированное деловое общение с доминантой обучения разговорной речи. Учебный комплекс будет содержать аутентичный текстовой материал, отвечающей специфике будущей профессиональной деятельности студентов технического вуза. Коммуникативное общение моделируется с помощью создания комплекса упражнений.

В настоящее время на кафедре Л-3 МГТУ им. Баумана проводится пробное обучение студентов с использованием элементов профессионально-ориентированного содержания нового курса. В его ходе широко используются такие формы коммуникативных заданий как ролевая игра, проведение конференций и презентаций на английском языке. Данные способы формирования устных коммуникативных навыков обучаемых значительно оптимизируют учебный процесс и позволяют смоделировать реальные ситуации профессионального делового взаимодействия, в которых предстоит участвовать будущим специалистам.

Необходимо подчеркнуть, что 30% респондентов отмечают, что в своей деятельности им необходим навык письменной речи, которая включает в себя как элементы профессионального, так и делового языка. Отсюда встает проблема тщательного отбора содержания материалов для формирования профессиональной терминологической базы у обучаемых и создания комплекса упражнений, направленных на формирование и развитие письменной и устной коммуникативной компетенции.

Все языковые и речевые задания коммуникативного курса направлены на подготовку к участию в деловой игре – завершающей части цикла коммуникативных упражнений.

В заключение следует отметить, что поэтапное профессионально-ориентированное обучение деловому общению на английском языке связано с решением следующих задач:

Новоторцева Е.В.

РУДН