logo search
для диплома

Культурные ценности народов в деловом общении на иностранном языке

На сегодняшний день роль изучения иностранных языков в образовании расценивается как одна из приоритетных. Иностранный язык представляет собой общественную ценность и поэтому его изучение продиктовано социальным заказом. При изучении иностранных языков студенты получают возможность узнать о ценностях мировой культуры, о специфике коммуникаций у носителей изучаемого языка. Сегодня мы говорим об изучении иностранного языка не как лингвистической единицы, а как часть культуры, способствующей развитию социально-культурной компетенции (СКК).

Социально-культурная компетенция включает 3 основных сферы:

К методам формирования СКК следует отнести профессионально-ориентированное обучение. Целью профессионально-ориентированного обучения в вузе является развитие навыков языковой компетенции студентов, позволяющей им профессионально общаться в тех ситуациях, где это необходимо. Это означает накопление специальной терминологии, активное усвоение грамматических и синтаксических особенностей, которые характеризуют стиль той специальности, которую студенты изучают. Важен и отбор материала, который в первую очередь нацелен на ликвидацию «культурной безграмотности», поощрение критического мышления, разрушение культурных стереотипов. Все эти знания помогут студентам избежать недопонимания, преодоление «языкового барьера» при применении иностранного языка в деловом общении.

Изучение иностранного языка в Кыргызско-Российском Славянском Университете рассчитано на 8 семестров, 720 часов аудиторной работы. Базовым учебником на экономическом факультете является Г.А. Дудкина «English for businessmen», в который включены не только тексты, диалоги, упражнения по специальности, но и знакомство с культурными ценностями других стран, а именно Великобритания, Лондон, Театры, США и т.д.

Со 2 семестра I курса мы начинаем делать уклон на развитие навыков профессионального обучения и вводим как дополнительную литературу учебники авторов: Антонов О.И. «Деловой английский», Я.М. Вовшин «В мире бизнеса», Воронцова «Английский для экономистов», Е.В. Глушенкова «Английский язык для студентов экономических специальностей» как для аудиторной, так и самостоятельной работы студентов. На 3-4 курсах ежегодно мы проводим конференции на английском языке, охватывающие различные аспекты развития экономики. Например, темами для проведения таких конференций в 2004 году были Экономическая ситуация в Кыргызстане, 2003 – Банковская система в Кыргызской Республике и в мире, 2002 – Менеджмент – один из главных приоритетов для успешного развития и т.д. На конференции приглашаются представители международных организаций, преподаватели профилирующих кафедр, ректората. Проведение дебатов, обсуждение за круглым столом, дискуссий на английском языке вызывает у студентов дополнительный интерес к изучению иностранного языка. При этом осуществляется интеграция дисциплины английский язык с общим курсом профессиональной подготовки, учитывая социо-культурный компонент, который играет важную роль при овладении навыками иностранного языка, таким образом, изучение культурных ценностей способствует повышению эффективности процесса делового общения на профессиональном уровне представителей разных языков.

Горбова Н.В.

Сибирский государственный

технологический университет