logo search
для диплома

Возможности повышения уровня профессиональной информационно-коммуникативной компетенции студентов-экономистов на основе межпрежметных проектов

В процессе изучения студентами экономических специальностей дисциплин информационно-математического цикла, а также для их будущей профессиональной деятельности, важное значение для формирования комплекса знаний, умений и навыков, определяющих уровень профессиональной компетенции будущего специалиста, имеет наличие у них необходимой подготовки в области подбора, анализа, освоения и применения специальных программных комплексов. В учебном процессе эти программы и результаты их применения составляют информационно-технологическую основу учебно-профессионального дискурса экономиста. Используя Internet, можно получить сам программный продукт, демонстрационную версию, или его описание. Во всех трех случаях пользователю необходимо принять решение о возможности применения той или иной программы на основании информации, полученной из описания программы и путем консультаций, а также собственного опыта. При этом все материалы, в т.ч. и интерфейсы программ, как правило, англоязычные. Таким образом, уже на этапе выбора программ специалист должен уметь применить ряд навыков, относящихся к его профессиональной, языковой и информационно-технологической компетенции (совокупность данных трех компетенций, рассматриваемых во взаимодействии, будем называть профессиональной информационно-коммуникативной компетенцией – ПИКК). Основы этих видов компетенции закладываются в курсах языковых и специальных дисциплин.

Наблюдения, полученные в ходе исследования навыков поиска, отбора, освоения и применения студентами в учебном процессе специальных программ показывают, что, обладая достаточно высоким уровнем общей, языковой и информационно-технологической подготовки, они не всегда готовы применить их в комплексе для решения задач профессиональной коммуникации на базе сетевых компьютерных информационно-поисковых систем. Формирование навыков ПИКК возможно только в ходе решения практических задач, предполагающих применение обучающимся всего объема коммуникативных знаний, умений и навыков. Задачи такого характера требуют довольно больших затрат времени, поэтому напрямую включение их в программы учебных дисциплин едва ли осуществимо. Один из возможных вариантов – применение метода проектов. Особую роль при этом, на наш взгляд, имеют комплексные межпредметные проекты, направленные на совместное развитие языковой личности обучающегося, повышение его профессиональной подготовленности и информационно-технологической культуры, являющихся основой ПИКК.

Опыт организации таких проектов показал, что основной их целью должно быть повышение уровня владения студентами языком специальности (English for Specific Purposes – ESP). Именно этот фактор во много определяет как успех профессиональной коммуникации данного типа, так и уровень риска неудач коммуникативных процессов на базе сетевых информационно-поисковых систем. Кроме того, нами получен вывод о том, что большое значение для формирования ПИКК имеет профилирование профессиональной языковой подготовки с учетом использования средств компьютерной техники и информационных технологий. Поэтому на этапе разработки проектного задания мы полагаем необходимым включить в него специальные работы по сбору и освоению языкового материала, специфического для данного типа коммуникации – специальной профессиональной и информационно-технологической лексики, дискурсивных фраз, типовых форм документации и т.п. Результатом выполнения этих разделов проектов являются тематические глоссарии, словари и презентации учебного назначения. Отметим, что, как показала практика, наибольшую эффективность имеют такие проекты, в которых обеспечено участие и тесное взаимодействие на всех этапах разработки преподавателей английского языка, специальных и информационно-технологических дисциплин. Также применение в учебно-профессиональных проектах заданий языкового характера оказывает значительный положительный эффект на изучение специальных дисциплин, как за счет расширения спектра языковых инструментов, так и за счет повышения мотивации к обучению, определяемой в значительной мере применением обучающимся компьютерных систем и информационных технологий в англоязычном секторе Internet.

Воронцова И.И., Момджи Ю.В.

Российский государственный гуманитарный университет