logo search
для диплома

Очередной этап изучения иностранных языков с использованием новых образовательных технологий

Современный этап развития общества характеризуется широким использованием новых информационных технологий. В последнее время возрастает интерес к изучению иностранных языков при помощи аудио-, видео- и СD средств. Создание и внедрение новых обучающих технологий (НОТ) дает возможность преподавателям значительно расширить поле своей профессиональной деятельности. Методы обучения должны базироваться на новейших данных психолингвистики. Богатый аутентичный материал, естественные ситуации общения предоставляют большие возможности для погружения в естественную языковую среду, осмысленного восприятия иностранной речи на слух и формирования сознания и мышления на иностранном языке.

При просмотре видеофильма обучаемые начинают осмысленно воспринимать иностранную речь на слух, что способствует формированию у них навыков аудирования, которое при просмотре видеофильма облегчается наличием многих внешних факторов, таких как выражение лиц, мимики, жестов и других проявлений эмоционального состояния героев фильма.

Согласно наблюдениям, аудирование является одним из мощных средств преодоления психологического барьера при речевом общении на иностранном языке, особенно если для формирования и закрепления его навыков использовалась речь, записанная и воспроизведенная с помощью НОТ. На практике обучение аудированию связано с обучением другим видам речевой деятельности – говорению и чтению. Если просмотру видеофильма предшествует работа с его сценарием (скриптом), то имеет место перенос в аудирование слов, усвоенных в чтении. Одним из средств контроля понимания прослушанного так же может служить и перевод. и – г

Скрипт видеофильма, выбранного преподавателем для работы на заданном этапе обучения иностранному языку, должен быть построен на изученном лексико-грамматическом материале и содержать лишь такое количество новых слов, значение которых без труда определяется в результате вероятностного прогнозирования.

Перед началом демонстрации фильма необходимо ясно и точно сформулировать цель просмотра. Для развития психических механизмов смыслового восприятия речи на иностранном языке важную роль играет обучение компрессии текста. Преподаватель может предложить студентам структурировать текст просмотренного ими эпизода фильма и составить денотатную карту, выполняя коммуникативно-познавательные задания. Здесь широкое применение находит интерактивная доска, на которой демонстрируются приготовленные заранее слайды с текстом и проводится работа с виртуальными чернилами. Денотатная карта позволяет студентам дать свою оценку содержания текста и проникнуть в подтекст. Таким образом, на стадии интерпретации текста учащиеся используют способы невербального общения героев фильма как опору для восприятия смыслового содержания видеофильма, осуществляя самоконтроль. Мастерство как вербального так и невербального общения определяется степенью воздействия на обучаемых всех средств общения и представляет собой отработанное умение через постоянный анализ себя и других. Преподаватель должен строить свою деятельность так, чтобы на каждую операцию был мотив, потребность и цель.

Благодаря применению НОТ в учебном процессе, раскрылись неограниченные возможности мотивации обучаемых и создания искусственной иноязычной среды, как на уроке, так и дома.

Щеголева О. Н.

Филиал Московского государственного

лингвистического университета в г.Михайловске