logo
F_Ganieva_-_Otraslevaya_lexika_lezginskogo_yazy

2.3. Названия садовых культур

Наряду с полеводством в хозяйстве лезгин большое место занимает садоводство и огородничество. Садоводство является древним занятием не только лезгин, но и других народов Дагестана, что подтверждаетея находками фруктовых косточек на Ирганайском поселении [Атаев, Погребова 1973: 35].

Садоводство на территории Лезгинистана наиболее развито в Сулейманстальском, Ахтынском и Магарамкентском районах. В садах этих районов выращиваются различные сорта груш, яблок и слив, персики, вишня, черешня, абрикосы, кизил, алыча, мушмула, тут, орехи и другие культуры.

Мастерами-садоводами выведено много местных сортов фруктов, которые имеют и свои местные названия. В качестве примера можно привести сорт яблок дагранат, выращенный ахтынцами, получивший впоследствии название «ранет ахтынский». Фрукты, выращенные лезгинами, известны не только в нашей республике, но и за её пределами, т. е. фрукты выращиваются не только для личного потребления, но и для продажи.

Таким образом, большой опыт в разведении садов, наличие в пище большого количества блюд и напитков из фруктов, наличие общих названий в других дагестанских языках некоторых плодовых культур – все это подчеркивает древность садоводства в Дагестане. А длительное занятие садоводством, большой опыт в разведении садов способствовало появлению в лезгинском языке богатой и разнообразной садоводческой терминологии.

Для обозначения понятия «сад» во всех лезгинских диалектах используется слово иранского происхождения багъ (лит., исп., сал., зиз., нют., орт., ахт., джаб.). В ахтынском диалекте, кроме лексемы багъ, употребляется также и термин бахча.

Обобщающее понятие «фрукт» в лезгинском языке и диалектах обозначается единым термином тюркского происхождения йемиш-ар (лит., исп., сал., ках., зиз., нют., юх., орт., ахт., джаб.), проникшим в лезгинский язык, видимо, из азербайджанского языка, ср. емиш. Широко представлено слово и в других дагестанских языках [см. Хайдаков 1973: 57].

Слово йемиш, сочетаясь с другими словами, образует составные названия культурных и диких фруктов: къени йемишар «культурные фрукты» < къени «культурный» + йемиш «фрукт» . Понятие «дикие фрукты» также передается описательно: чІуру «дикий» + йемиш-ар «фрукты».

Лексема йемиш в некоторых диалектных единицах лезгинского языка используется для передачи и понятия «дыня», ср. йемиш (джаб.) «дыня».

Среди разнообразных названий видов фруктов особое место занимают яблоки и груши.

В лезгинском литературном языке и диалектах термин «яблоко» обозначается словом ич, восходящим к общедагестанскому хронологическому уровню [СИЛДЯ 1971: 168].

Понятие «яблоня» передается сочетанием названия плода в родительном падеже со словом тар «дерево»: ич «яблоко» > род.п. ичин + тар «дерево» , букв. «яблока дерево». Таким способом образуются названия и других деревьев: хутун тар «сливовое дерево» < хвад «слива» > род. п. хутун + тар «дерево»; шефтелид тар «персиковое дерево» < шефтели «персик» > шефтелидин > шефтелид (усеченная форма генитива) + тар «дерево» и т. д.

Слово ич «яблоко» служит для образования и других новых понятий: ичин багъ «яблоневый сад», ичин мураба (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – ичин мыраба (ахт., джаб.) «яблочное варенье»; ичин цІыс (ахт.) «яблочный сок», ичин рикІ (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт., ахт., джаб.) «сердцевина яблока», ичин кІап // кІири (ахт.) «огрызок яблока».

Для обозначения плодов яблок и других фруктов, осыпавшихся с дерева, существует специальное название – авахьайбур // кІвахьайбур (исп., сал.) – авахьайар (зиз., нют.) – кавахьейбыр (ахт.) – кавахьайбыр (джаб.) букв. «осыпавшиеся».

Дольки яблок и некоторых других фруктов имеют свои специальные названия, которые различаются фонетически: зурар (лит., исп., сал.) – ггуьрер (зиз., нют.) – журар (ахт.). Здесь представлено звукосоответствие согласных з-г-ж, исходным в котором предполагается гг, хорошо сохранившийся только в яркинском диалекте, где был зафиксирован П. К. Усларом [Услар 1896: 13] и У. А. Мейлановой [Мейланова 1964: 67].

Лезгины славятся хорошими садами. Ими выведено много лучших сортов фруктов, среди которых особое место занимают сорта яблок и груш.

Среди названий сортов яблок и груш представлены слова, разные по структуре, семантике и происхождению. Преобладающее большинство названий сортов яблок и груш представляют собой различные двучленные и редко трехчленные термины – словосочетания, в которых определяемым словом выступает родовое название фрукта, а определением – слова, выражающие вкус, цвет, величину, форму, время созревания, место, откуда был завезен сорт, имя человека, который вывел данный сорт и т.д. Подобного рода словосочетания образованы:

а) Сложением имени существительного с родовым названием фруктов в форме множественного числа:

Шекер ичер (исп., сал.) букв. «сахар-яблоки». Название дано по цвету. Яблоки этого сорта светлые, почти белые.

Къаьнфет ичер (исп., сал.) букв. «конфеты-яблоки» . Название дано по вкусу. Яблоки желтого цвета, ароматные и очень приятные на вкус.

Джунгав ичер (исп., сал.) букв. «бычьи яблоки». Данный сорт имеет также одно название – кІвалакІ ичер (исп., сал.) – кІвалакІ ичар (ахт.). Название по сходству: слово кІвалакІ означает кусок теста, приготовленный для раскатки. Называемые этим именем яблоки по форме являются сплющенными, круглыми. По вкусу они сладкие, на цвет желтоватые, краснощекие с крапинками.

Къабах ичар (ахт.) букв. «тыква-яблоки». Название – по величине и вкусу. Не очень вкусные, но крупные по величине яблоки.

Хуьруьг ичар (ахт.) «хрюгские яблоки». Хуьруьг – название селения в Ахтынском районе. Название сорта дано по местности. Возможно, сорт был выращен или привезен из сел.Хрюг.

Шырван ичар (ахт.) «ширванские яблоки». Название сорта дано по месту, откуда завезена культура: по сведениям информаторов, этот сорт привезен в сел.Ахты известным в Ахтах садоводом Килинджем Агаевым из Шемахи, которую лезгины называют иначе Ширван.

Куг ичер (исп., сал.) – куг ичар (ахт.) «сорт яблок». Название по форме, чему ахтынцы дают такое объяснение: яблоки продолговатые и немного зауженные к верхушке, в то время как кук по-ахтынски – «верхушка», «макушка», «зауженный, заостренный конец чего-л.»

Кьиф ичер (зиз., нют.) «сорт яблок» , букв. «мышиные яблоки». Название этому сорту дано по величине: плоды этого сорта очень мелкие.

КІахар ичар (ахт.). Зимний сорт, который культивируется в Ахтынском районе свыше 150 лет. Высокоурожайный сорт, плодоносящий ежегодно. На вкус кислые, по цвету красные со светлыми полосками.

б) Сочетанием прилагательного с родовым названием фрукта:

чырычІ ичар (ахт.) «сорт яблок». Название сорта дано по вкусу: лексема чырычІ по-ахтынски означает «сладкий».

Урус ичер (нют., зиз.) «сорт яблок» , букв. «русские яблоки». Видимо, сорт привезен из России.

ЦІару ичер (исп., сал., орт. юх.) – цІары ичар (ахт.) «пестрые яблоки». Названия по цвету (в полоску). На вкус кисло-сладкие. Обычно идут на мочение, поэтому жители селения Испик эти яблоки называют по-другому: цин ичер букв. «воды яблоки», т. е. яблоки, которые можно мочить.

Цуру ичер (исп., сал., орт., юх.) – цыры ичар (ахт.) букв. «кислые яблоки». Яблоки зеленого цвета, по вкусу кислые, так что название дано по вкусу. Идут на мочение.

КІуьгьуь ичер (орт., юх.) «сладкие яблоки» . Название дано по сладкому вкусу. Красные в полоску. Половинки этих яблок сушат.

Гатун ичер (лит., исп., сал., зиз., орт.) – гатын ичар (ахт.) – гатын ичер (джаб.) «скороспелые яблоки» , букв. «летние яблоки». Название, как видим, дано по времени созревания плодов.

в) Сочетанием существительного в родительном падеже (усеченная форма) + название яблока:

НафтІад ичер (исп., сал., орт., юх.) букв. «керосиновые яблоки». Красивые, на вкус немного горькие яблоки. Название дано по вкусу.

Нуьгвед ичер (лит., исп., сал., зиз., нют., орт., юх.) «нугинские яблоки». Сорт тяжелый, красный сочный и сладкий.

Пачагьд папар (зиз., нют.) – пачагьз папар (ахт.) «наполеон», букв. «жëны царя». Очень вкусные сочные ароматные яблоки. В Юхари-Стале используется позднее название «наполеон», вошедшее из русского языка.

г) Сочетанием имени существительного с прилагательным или причастием и названием яблока: цилинлай хьайи ичер (орт., юх.) букв. «от косточки образовавшиеся яблоки»; Къен йары ичар (ахт.) букв. «сердцевина красная яблоки» < къен «внутренность» + йары «красный» + ичар «яблоки». Название дано по цвету мякоти.

д) Сочетанием слов, семантика первого компонента которых неясна: снар ичер (лит.) – снер ичер (исп., сал.) – снар ичар (ахт.) «бельфлер китайский», кирич ичер (орт., юх.) «сорт яблок», адец ичар (ахт.) «апорт», цІенкь ичер (исп., сал.) «сорт мелких краснощеких сладких яблок».

Наименования некоторых сортов яблок представляют собой сложные слова.

Мишккалма «сорт яблок». Выращивается в Ахтынском и Сулейман-стальском районах. Один из старых, наиболее распространенных местных сортов народной селекции. Оба компонента сложного слова составляют основы, заимствованные из разных языков. Первый компонент, видимо, происходит от уменьшительно-ласкательной формы русского имени Мишка, а второй компонент алма тюркского происхождения [Мусаев 1975: 207].

Гемелмайар (исп., сал.) «сорт яблок», образованный сочетанием двух слов. Значение первого компонента затемнено.

Жиргьажи (лит.) – жырхІаьжи-йар (ахт.) «сорт красно-сладких яблок». В диалектных единицах кюринского наречия эти яблоки называются нуьгвед ич. Слово образовано из жыр (ахт.) «молодое деревце, саженец (дикий)» + имя собственное Гьажи, ХІаьжи. Возможно, саженец этого растения привез откуда-л. мужчина по имени Гаджи, тем более старожилы тоже утверждают, что молодой саженец этого сорта был привезен из Северного Азербайджана свыше 100 лет назад.

КъизилаьхІмед (ахт.) «сорт красных яблок». Модель состоит из тюркского къизил, ср. азерб. гызыл «красный» + имя собственное мужское АьхІмед «Ахмед» . Название дано по цвету плода и имени человека, выведшего данный сорт.

Джирджирма-йар (зиз., нют.) «джирдждирма» (сорт яблок). Название образовано редупликацией основы. Лексема жиржирма в литературном языке, жыржырма в ахтынском диалекте выражает понятие «цикада», ср. жыржырма рахазва букв. «цикада говорит».

Сийидагьмед (юх., орт.) «сийидахмед» (сорт яблок). Сладкие яблоки красного цвета, удлиненные. Название сорта образовано сложением двух самостоятельных собственных имен: Сийид и Агьмед.

Магъулагьмед (юх., орт.) «магулахмед» (сорт яблок). В лезгинском литературном языке слово магъул обозначает «тюркский» ср. магъул чІал «тюркский язык». В ахтынском диалекте лексема мугъул обозначает «азербайджанец»: мугъулар аттана «тюрки (азербайджанцы) пришли» , мугъулзиз гъуьлиз фена «вышла замуж за тюрка (азербайджанца)». Отсюда можно предположить, что сорт этих яблок впервые был выведен азербайджанцем по имени Ахмед или привезен на территорию, населенную лезгинами, азербайджанцем Ахмедом.

Маллахмед-ар (ахт.) «сорт яблок». Образованный сложением малла I) «мулла», «священный человек» 2) собственное имя мужчины + собств. имя мужчины АьхІмед «Ахмед». Старожилы рассказывают, что сорт этих яблок выращен в саду бедняка по имени Малла-Ахмед.

Дагранат-ар «ранет Ахтынский». Данный сорт является местным, выведенным в селении Ахты, отсюда и русское название этого сорта: слово дагранат, вероятно, сложное, состоящее из двух слов. Первая часть даг является сокращенной формой прилагательного дагестанский, вторая ранат < ранет (название сорта яблок), букв. «дагестанский ранет».

В лезгинском языке представлены и простые названия сортов яблок. По сравнению с описательными и сложными названиями простых непроизводных названий местных сортов в лезгинском языке мало:

Афат-ар (юх., орт.) «сорт яблок». Сорт назван по имени мужчины Афат, который его вырастил. В селении Касумкент до сих пор сохранились другие названия, связанные с его именем: Афатан багъ «сад Афата», Афатан кьер «русло Афата» и др.

Циган-ар (ахт.) «сорт яблок», букв. «цыгане». Яблоки красного цвета. Объясняют, что цыгане любят одевать одежду в красный цвет, поэтому яблоки этого сорта передают термином циганар.

Нами зафиксировано и несколько названий зарубежных сортов. Фонетический облик многих этих названий изменился, но некоторые названия сохранились в своем первоначальном звучании. Первоисточником для перехода названий зарубежных сортов в лезгинский язык явился, несомненно, русский язык: шафран-ар (лит., исп., сал., зиз., нют., орт., юх., ахт., джаб.) «шафран»; гатун шафранар (зиз., нюх., юх., орт.) букв. «летний шафран», полосатый шафранар (ахт.) «полосатый шафран»; къацы шафранар (ахт.) букв. «зеленый шафран», зулун шафранар (зиз., нют.) букв. «осенний шафран», зимний шафран (исп., сал., юх., орт.) (букв. «зимний шафран») «зеленый шафран»; снабар (исп., сал.) – синаб-ар (юх., орт.) – снеб-ар (ахт.) «кандиль синап»; сари синаб (юх., орт.) «синап (краснощекий)»; апорт (юх., орт.) «апорт»; бумажный ранет (юх., орт.) – пымажна-йар (ахт.) «бумажный ранет»; пепел-ар (зиз., нют.) – пепе-йар (ахт.) «пепел лондонский»; дилишес (исп., сал., нют., зиз., юх., орт., ахт.) «дилишес»; размарин-ар (исп., сал., зиз., нют., юх., орт., ахт.) «розмарин»; вагни-йар (ахт.) «вагнеры»; симиренка (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – симеренка (ахт.) «симеренка»; китайски ичер (юх., орт.) «мелкие красивые яблоки, из которых готовят варенье», букв. «китайские яблоки».

Пословицы и поговорки, связанные с названиями яблока: ичин са пад йару, са пад хъипи хьуналди адан дад чІуру жедач «от того, что у яблока одна сторона красная, а другая – желтая, вкус плохим не бывает»; са ич йе кьве патах пайневей (ахт.) букв. «одно яблоко на две части разделенное (т.е. очень похож)»; ич таран кІаник аватда «яблоко падает под яблоню», соотв. «яблоко от яблони далеко не падает»; Еке ич тарал алумкьдач, гуьрчек цуьк хилел «Крупное яблоко не остается на дереве, а красивый цветок - на ветке».

Общим родовым названием груши в лезгинском литературном языке и диалектах является чуъхвер (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт., джаб.) – чихер (ахт.). В ахтынском диалекте налицо бесследная утеря лабиализации. Груша в Дагестане является древней культурой, о чем свидетельствует наличие в других дагестанских языках близких по звучанию исконных основ: цез. цихоли, гинух. цихали2, дарг. хъаІр, лак. хъуІрт, арчин. хаІрт, лезг. чуьхвер, табас. джаІхаІр, джихир, агул. чехер, джехер, рутул. хыІр, цахур. джыІхаІй, крыз. джуьхуІр, будух. чухІур [СИЛДЯ 1971: 162]. Исходным корневым согласным в этих лексемах является *хъ [Бокарев 1961: 77-78]. Начальная звонкая аффриката дж в лезгинском, агульском, будухском оглушился [Бокарев 1981: 101].

Названия сортов груш в лезгинском языке различны. Образованы они различными способами: словосложением, суффиксацией и сочетанием слов. Многие из названий подчеркивают цвет, форму, величину и другие качества плода.

а) Простые названия

Пайгъамбар-ар (исп., сал., юх., ахт., орт.) «сочные, с длинной плодоножкой и гранями крупных размеров груши». Название иранского происхождения (букв. «пророки» ).

Гачал-ар (исп., сал.) «кисло-сладкие груши с крапинками». Слово гачал в лезгинском языке означает «парша». Название дано по цвету кожицы.

Хъенпар (исп.) «круглые, с короткой плодоножкой и с очень сладким соком сорт груш», къаьлпар (юх., орт.) «сорт терпкий и с грубой мякотью груш». Происхождение названий неясно.

СукІра-йар (исп., сал.) «сорт желтых груш с крапинками и с длинной плодоножкой». По форме плоды эти приплюснуты и напоминают пиалу, которая в лезгинском языке обозначается термином иранского происхождения сукІра, так что название дано по форме. Оно зафиксировано также в аварском (суркІа) и даргинском (сукура, сукра) языках.

ДакІур-ар (исп., сал.) «сорт круглых желтых груш, зауженных к плодоножке». Слово дакІур является формой причастия прошедшего времени со значением «опухший», «округленный» от глагола дакІун «пухнуть». Название дано по форме.

ЧІахма-йар (исп., зиз., сал., нют., юх., орт.) «сорт сочных груш с грубой крепкой кожицей». Значение и происхождение слова неясно. Видимо, собственно лезгинская основа.

Къаби-йар (исп., сал.) – къарбу-йар (юх., орт.) «один из видов диких груш». Значение неясно.

Анар-ар (исп., сал., юх., орт.) «сорт сладких сочных груш». Название термина иранского происхождения и означает «гранат». В лезгинский язык, видимо, перешло из тюркских языков, где это слово широко представлено [Мусаев 1975: 197]. Название дано по сходству.

ТІунутІар (юх., орт.) «сорт приплюснутых мелких груш» . При созревании мякоть темнеет. Слово тІунутІ (лит.) – тІулутІ (ахт.) исконного происхождения, в лезгинском языке оно обозначает лепешку, а в ахтынском диалекте маленькую лепешку. Название дано по форме.

Сев-ер (юх., орт.) «сорт терпких небольших груш». Основное значение термина сев – «медведь». Видимо, носители языка хотели этим названием подчеркнуть свое отношение к этому сорту. Когда плоды являются грубыми или терпкими и крупными по размеру, им дают названия крупных животных, ср. вак чихерар (ахт.) букв. «свинья-груши». Плоды этого сорта груш также являются крупными, сочными, но грубыми.

Названия некоторых сортов груш связаны с собственными именами: насирар (ахт.) < Насир (мужское имя), исакьар (ахт.) < Исакь (мужское имя). По всей вероятности, сорт назван по имени человека, который их вывел.

Отдельные названия сортов груш обозначают географические названия:

куьре-йар (ахт.) «сорт поздних сочных зеленых груш с узким основанием». Сорт, видимо, завезен из Кюринского округа. Ахтынцы Кюринский округ называют куьре пад, а кюринцев – куьре-йар.

Дербенар (исп., сал.) «сорт краснощеких мягких груш», Название, видимо, дано по месту, откуда был привезен сорт.

Кърим-ар (юх., орт.) «сорт поздних с очень приятным вкусом зеленых груш». Сорт, видимо, был привезен из Крыма, которого специалисты считают «образцовым районом возделывания высокосортных груш» [Жуковский 1960: 301].

б) Сложные названия

Названий сортов груш, образованных сложением основ, немного. Среди них можно отметить абасбиги (исп., сал., зиз., нют., юх. орт.) – гІабас алмытІ (ахт.). В диалектных единицах кюринского наречия во второй части выступает слово биги, которое не поддается этимологизации3, а в ахтынском диалекте в данном случае использовано тюркское название груши алмутІ // армуд, которое является широко распространенным в тюркских языках [Мусаев 1975: 198]. Первая часть названия во всех диалектах за некоторыми фонетическими различиями едина и обозначает, видимо, имя человека, выведшего этот сорт.

Тумкуьруь-йар (исп., сал., юх., орт.) «сорт груш с короткой плодоножкой, а также широкой вершиной и узким основанием». Название дано по размеру. Слово образовано сложением тум «хвост» > «плодоножка» и прилагательного куьруь «короткий».

Ширалайбур (зиз., нют., юх., орт.) «сладкий сорт груш с темной кожицей и узким основанием». Слово образовано из шир «краска» и причастия алай-бур «имеющие», букв. «краску на (себе) имеющие». Название дано по цвету: объясняют, что кожица этого сорта выглядит так, будто её покрасили краской (темно-желтой).

Авчавучар (исп., сал.) «зеленые круглые сочные груши с крупчатой мякотью». Слово образовано редупликацией основы. Исходное значение слова неясно. Обычно сходным по звучанию словом начинаются загадки: имучамуча-муч халича...

Абыгарданар (ахт.) «сорт очень сладких груш». В кюринских диалектах этот сорт называется ширалайбыр (о чем см. выше). Слово, состоящее из иран. аб «вода» + иран. гардан «шея»4.

Жыржырма-йар (ахт.) «сорт груш». Название образовано редупликацией основы. Исконное значение неясно.

НаралмытІар (ахт.) «сорт очень вкусных сочных краснощеких груш, по форме приплюснутых» . Слово образовано по модели нар «гранат», ср. перс. анар «гранат» + алмытІ < тюрк. армуд «груша» , букв. «гранат-груша». Название дано по сходству.

в) Составные названия, образованные сочетанием прилагательного с именем существительным: чІуру чуьхвер-ар (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – чІыры чихер-ар (ахт.) – чІыры чуьхвер-ар (джаб.) < чІуру «дикий» + чуьхвер-ар «груши» - «лесная груша» , букв. «дикая груша».

Лацу чуьхвер-ар (исп., сал.) «сорт светлых сладких груш» < лацу «белый» + чуьхвер-ар «груши» , букв. «белые груши». Название дано по цвету.

Хъипи чуьхвер-ар (исп., сал.) «сорт кислых груш с узкой вершиной и основанием» < хъипи «желтый» + чуьхвер-ар «груши» , букв. «желтые груши». Название дано по цвету.

Къацу тІегьри-йар (исп., сал.) «сладкий, круглый сорт груш с тонкой кожицей и длинной плодоножкой» < къацу «зеленый» + тІегьри-йар (значение неясно). Название дано по цвету. Этот сорт в селении Нютюг обозначается простым словом тІегьри.

ЧІулав чуьхвер-ар (юх., орт.) «сорт груш, при созревании которых мякоть темнеет» < чІулав «черный» + чуьхвер-ар «груша» букв. «черные груши». Название дано по цвету мякоти.

Сав чуьхвер (юх.) «сорт груш с рассыпчатой мякотью» < сав «рассыпчатый» + чуьхвер «груша» , букв. «рассыпчатая груша».

Гатун чуьхвер-ар (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – гатын чихер-ар (ахт.) – гатын чуьхвер-ар (джаб.) «сорт скороспелых груш» < гад «лето» > гатун «летний» + чуьхвер-ар «груши», букв. «летние груши». Название дано по времени созревания плодов.

Быц чихер-ар (ахт.) «сорт округленных груш» < быц «полный», «круглый» + чихер-ар «груши», букв. «круглые груши» . Название дано по форме.

Лесной красавица-йар (ахт.) «сочные желтые с румянцем груши». Название позднее, заимствованное из русского языка.

Ряд названий сортов груш образованы сочетанием имени существительного с прилагательным или причастием:

Пад йару (исп., сал., нюх., орт.) «сорт краснощеких груш» < пад «половина», «сторона» + йару «красный», букв. «половина красный». Название дано по цвету. Данный сорт в селении Испик называется чІулав бише-йар < чІулав «черный» + бише-йар (значение неясно).

Кьел квачир-ар (исп., сал.) «сорт краснощеких безвкусных груш» < кьел «соль» + квачир «не имеющий» , букв. «соль не имеющий» т.е. «невкусный». Название дано по вкусу.

Встречаются также названия, образованные сочетанием имени существительного с существительным:

кьиф чуьхвер (юх.) «сорт мелких с узким основанием груш» < кьиф «мышь» + чуьхвер «груша», букв. «мышь-груша». Название дано по размеру.

Шекер чуьхвер-ар (исп.) «сорт сладких груш» < шекер «сахар» + чуьхвер-ар «груши», букв. «сахарные груши». Название дано по вкусу. Первая часть шекер иранского происхождения.

Хали чуьхвер-ар (исп. ) «сорт груш со вкусом дыни» < хали «арбуз» + чуьхвер-ар «груши» , букв. «арбуз-груша». Название дано по вкусу.

Кьал чихер-ар (ахт.) «сорт мелких желтых груш» . В других диалектных единицах кьал означает «груша». Второй компонент – чихер-ар «груши» , букв. «груша-груши».

Мижид чуьхвер-ар (юх., орт.) – меджид чуьхвер-ар (нют.) «сорт сочных вкусных груш с грубой кожицей» < Мижид, Меджид (мужское имя) + чуьхвер-ар «груши», букв. «Меджид-груша». Сорт назван, видимо, по имени человека, который его вывел.

Вак чихер-ар (ахт.) «сорт сочных груш с грубой кожицей и мякотью» < вак «свинья» + чихер-ар «груши», букв. «свинья-груши». Название дано по величине.

Следующие названия сортов груш, на наш взгляд, исторически были производными, но на современном этапе развития языка значимые части слов трудно выделить, чаще они являются непродуктивными: цІарах (юх.) «сорт желтых крепких груш», ср. цІар «линия»; аццагъанар (исп.) «сорт кислых груш» , ср. аццун «доить»; савагар (исп.) «сорт круглых скороспелых сочных кисло-сладких груш», ср. сав «рассыпчатый».

Понятие «слива» в лезгинском языке и диалектах передается единым словом хвад (лит., ахт., джаб.) – хват (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.). В диалектных единицах кюринского наречия первичный звонкий смычный д в ауслауте перешел в глухой преруптив т. Слово исконного происхождения. Родственные основы представлены и в других языках лезгинской группы: табас. хут, хутт, хур, крыз. хед, агул. худ [Хайдаков 1973: 57]. В табасаранском и агульском языках делабиализация корневого согласного перешла на соседний гласный. Делабиализация корневого согласного и переход лабиализации на соседний гласный обнаруживается и в лезгинском языке при словоизменении: хват, хвад > хутар, при этом конечный глухой непреруптив переходит в преруптив т.

Со словом хвад «слива» употребляется выражение: хвад пад-падзейзи (ахт.) «очень скупой, скряга», букв. «сливу половину-половину делающий»; поговорка: бубади хват неда, хци свах регъведа «отец ест сливу, а сын оскомину набил» (букв. зубы жует)».

В лезгинском языке зафиксировано несколько названий сортов слив, среди которых встречаются как простые, так и составные.

Многие из составных названий состоят из сочетания прилагательного и общего названия сливы в форме именительного падежа множественного числа: чІуру хутар (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – чІыры хутар (ахт., джаб.) «дикие сливы»; хъипи хуттар (исп., сал., зиз., нют., юх., орт., джаб.) – къипи хутар (ахт.) «желтые сливы»; вили хутар (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – жуьлуь хутар (ахт.) «синие сливы».

В названии сорта «ренклод» в лезгинском языке и диалектах первым компонентом выступают два различных слова. В диалектах кюринского наречия используется заимствованное из иранских языков слово ширин «сладкий», а в ахтынском диалекте первым компонентом выступает слово иранского происхождения шекер «сахар»: ширин хутар (исп., сал., зиз., нют.) букв. «сладкие сливы»; шекер хутар (ахт.) букв. «сахарные сливы». Название дано по вкусу.

В речи селения Юхари-Стал для данного сорта используется более позднее заимствование рангулат «ренклод», которое заимствовано из русского языка.

Салан хутар (ахт.) «сорт узких, синих, кисло-сладких слив наподобие венгерки». Лексема сал в лезгинском языке означает «огород», а в ахтынском диалекте, кроме этого, выражает также понятие «огородные культуры»: вуна салар цанван? (ахт.) «ты огородные культуры посадил?» Связь слов, составляющих название данного сорта, неясна.

Интересно название сорта слив ахвар хутар (ахт.) < ахвар «сон» + хутар «сливы». Дело в том, что некоторые сливы (на дереве) вышеназванного сорта (салан хутар) после дождя теряют свою форму и вкус и перестают свое дальнейшее развитие, как бы застывая в этом состоянии. Поэтому эти сливы называются ахвар хутар «сонные сливы». Это название в ахтынском диалекте ветречается в выражении по отношению к человеку, который любит много спать: ам ахвар хвад я «он сонная слива есть» (т. е. он - соня).

Самым поздним сортом слив является жулун хутар (ахт.) < жул «осень»> жулун (род. п.) + хутар «сливы», букв. «осенние сливы».

Зейте хутар (ахт.) «сорт мелких продолговатых скороспелых слив». Значение первой части неясно.

Урус хутар (исп.) – урусатзи хутар (ахт.) «сорт продолговатых мясистых слив синего цвета наподобие венгерок», букв. «русские сливы». Название, видимо, дано по месту, откуда привезен сорт.

Пери хутар (ахт.) «сорт круглых слив» < Пери (женское имя) + хутар. Старожилы рассказывают, что впервые этот сорт обнаружили в саду старушки Пери.

Как видно, в приведенных выше названиях сортов слив, наименования даются по цвету, вкусу, по состоянию развития плода.

В лезгинском языке наблюдается и такая закономерность, которая заключается в том, что названиями слив в одних диалектных единицах выступают простые слова, а в других – названия являются сложными или составными: бухвари (юх.) – бухари (зиз., нют.) – эл-бухари (исп.) – эл-быхарар (ахт.). Слово иранского происхождения, что букв. означает «бухарская слива». Слово это заимствовано и другими дагестанскими языками.

Разными по структуре являются названия сорта красно-желтых слив, круглых и крупных. В диалектах кюринского наречия он обозначается простым названием дамбул-ар (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.). В ахтынском диалекте для данного сорта используется составное название из пымадур «помидор» + хутар «сливы», букв. «помидор-слива». Сорт крупный, плоды мясистые и по внешнему виду напоминают помидоры. Название дано по сходству.

Название дамбул употребляется при сравнении: адан вилер аку дамбулар хьтин «на его глаза смотри, как сливы дамбул» (т.е. выпуклые большие глаза). Название дамбул (варташ.) – дампул (нидж.) в удинском языке также выражает понятие «слива» [Талибов 1980: 186].

В диалектных единицах кюринского наречия для обозначения терна используется простое название къукъва-йар (исп., сал., юх., орт.). В ахтынском диалекте для данного понятия используется составное название – мискискарын хутар, букв. «мискинджинские сливы». Видимо, к ахтынцам сорт попал из селения Мискинджа Ахтынского района.

Сорт продолговатых сочных и сладких слив обозначается термином кІишти-йар (юх.). Исконное значение слова неясно.

Единым для всех диалектных единиц лезгинского языка является название сорта слив венгерка-йар «венгерка». Название сорта заимствовано из русского языка без фонетических и семантических отклонений.

Общим для всех диалектных единиц лезгинского языка с незначительными фонетическими расхождениями является название «алычи» – алуча (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – алча (ахт., джаб.). По мнению Л. В. Дмитриевой, слово состоит из иран. алу «слива» + тюркский словообразовательный аффикс -ча [Дмитриева 1972: 177].

В лезгинских диалектах понятие «абрикос» передается разными по происхождению терминами: къенси, къайси и машмаш.

Название къенси, къайси тюркского происхождения. Лезгинским языком оно заимствовано, видимо, из азербайджанского, ср. азерб. гайсы.

Мелкий сорт абрикоса в диалектах лезгинского языка обозначается термином машмаш. Слово иранского происхождения, которое представлено также в рутульском, табасаранском, крызском языках [Хайдаков 1973: 55]. Основа слова редуплицируется.

Здесь следует остановиться на некоторых семантических изменениях в отношении второго названия абрикоса машмаш. Этот сорт абрикосов лезгины различают по вкусу косточек. В ахтынском диалекте словом машмаш обозначаются мелкие абрикосы с горькой косточкой. Для мелких абрикосов со сладкой косточкой в ахтынском диалекте существует специальное название кІийис-ар, а в речи селения Юхари-Стал – чІуру къенси-йар букв. «дикие абрикосы» . В диалектах кюринского наречия для обозначения сорта мелких абрикосов со сладкой косточкой к названию машмаш добавляется также слово къени «культивированный» – къени машмашар, а для мелких абрикосов с горькой косточкой используется слово чІуру «дикий» – чІуру машмашар букв. «дикие абрикосы». В ахтынском диалекте для мелких круглых абрикосов зафиксировано также одно название – цІипицІ машмаш-ар букв. «виноградные абрикосы». Плоды этого сорта очень сочные, круглые и по форме напоминают виноград. Название дано по сходству.

В ахтынском диалекте представлено несколько названий сортов абрикосов:

быц къенси-йар «сорт красных круглых абрикосов». Название дано по форме. Слово быц в ахтынском диалекте обозначает «полный, толстый».

Эшци къенси-йар «сорт желтых продолговатых абрикосов с очень сладкой мякотью». Название образовано из эшци (усеченная форма генетива) < тюрк. аш, ср. кум. аш «пища, хлеб») + къенси-йар «абрикосы». Лексема аш в лезгинском языке обозначает плов. Ахтынцы сушеные дольки этого сорта абрикос используют для приправы к плову, в силу чего этот сорт называется эшци къенси-йар букв. «плова абрикосы». Название дано по назначению.

Иран къенси-йар «сорт белых продолговатых абрикосов» < иран «Иран» + къенси-йар «абрикосы», букв. «иранские абрикосы». Сорт, видимо, пришел из Ирана.

Названия вишни и черешни в разных диалектных единицах лезгинского языка различны. В одних диалектных единицах вишня обозначается простым термином пІини-йар (зиз., нют.), в других представлены составные названия: жыр пели-йар (ахт.) – чІыры пели-йар «дикая вишня» (джаб.) – шурван пІини-йар (исп., сал.), букв. «ширванская вишня».

Название черешни во всех диалектных единицах является одинаковым за некоторыми фонетическими различиями: пІини-йар (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) пели-йар (ахт., джаб.). Как видно, в зизикском и нютюгском говорах яркинского диалекта одним термином пІини выражается два понятия – «вишня» и «черешня». В. И. Абаев название черешни связывает с персидским bälu, älubälu и находит параллели в других кавказских языках [Абаев 1958: 233]. Эта лексема представлена также и в некоторых дагестанских языках [Хайдаков 1973: 55].

Различается несколько сортов черешни: чІулав пІини-йар (исп., сал., зиз., ках., нют., юх., орт.) – чІылав пели-йар (ахт., джаб.) «черная черешня»; лацу пІини-йар (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – лаццы пели-йар (ахт., джаб.) «белая черешня». Оба названия являются составными, состоящими из имени прилагательного, обозначающего цвет (чІулав «черный», лацу «белый») и общего названия черешни пІини, пели.

Сорт «шпанка» обозначается разными названиями. В ахтынском диалекте этот сорт именуется кыцІар пели-йар букв. «кусарская черешня». КыцІар – это название города Кусары и районного центра Кусарского района республики Азербайджан. Сорт впервые привезен, видимо, из этого района. В яркинском диалекте данный сорт называется урус пІинийар, букв. «русская черешня». Видимо, этот сорт к яркинцам попал от русских, из России.

Название шурван пІини-йар в разных диалектных единицах выражает разные понятия: шурван пІини-йар (исп., сал.) «вишня», но шыр-ван пели-йар (ахт.) «сорт мелкой, круглой, прозрачной черешни», букв. «ширванская черешня». Видимо, сорт завезен из Ширвана.

Самый ранний сорт черешни называется майски пІини-йар (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – майски пели-йар (ахт.) «майская черешня». Название дано по времени созревания плодов.

Темно-бордовая черешня, имеющая форму сердца, обозначается двояко. В одном случае оба компонента сочетания выражены исконными словами – къуьрен рикІер (ахт.) < къуьрен (род.п.) < къуьр «заяц» + рикІер «сердца» , букв. «заячьи сердца». В другом названии оба компонента выражены заимствованными из русского языка словами: воловый сердце (юх., орт.) «воловье сердце». Название дано по форме.

Название айвы в рассматриваемых диалектных единицах является единым, ср. жум (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – жым (ахт., джаб.). Различия имеют лишь фонетический характер – соответствия гласных у-ы.

Общее название айвы жум, сочетаясь с другими словами, образует названия сортов айвы: агьмед жум (юх., орт.) «мелкая скороспелая ароматная айва», букв. «Ахмед-айва». Название, видимо, получено от имени человека, который завез данный сорт.

Вак жум (юх., орт.) «сорт поздней айвы крупных размеров», букв. «свинья-айва».

Понятие «персик» в рассматриваемых диалектных единицах передается разными по происхождению терминами – шефтели (ахт., джаб.) – шефтел (исп., сал., зиз., юх., орт.). Слово иранского происхождения. Широко представлено в тюркских [Дмитриева 1972: 200, Мусаев 1975: 205] и дагестанских языках [Хайдаков 1975: 57]. В лезгинский язык слово, видимо, вошло из азербайджанского языка ср. азерб. шәфтәли. Особенно близки к азербайджанской форме названия в ахтынском и джабинском диалектах, что объясняется тесными контактами лезгин этой территории с азербайджанцами.

Кроме заимствованного названия для обозначения персика, в некоторых диалектных единицах лезгинского языка используется и исконное название гугъри (зиз., нют., юх., орт.). Родственная основа представлена также в табас. жугъри [Хайдаков І973: 57].

Скороспелые и поздние сорта персиков передаются описательными названиями, в которых первым компонентом выступают относительные прилагательные со значением времени: гатун шефтелар (лит., исп., сал.) – гатын шефтелийар (ахт., джаб.) «скороспелый сорт персиков» < гад «лето» > род. п. гатун + шефтел-ар букв. «летние персики»; зулун шефтел-ар (исп., сал.) – жулун шефтели-йар (ахт., джаб.) «поздний сорт персиков»< зул, жул «осень» > род. п. зулун, жулун + шефтел-ар, букв. «осенние персики».

Специальное название зафиксировано для персиков крупных размеров в селении Юхари-Стал – къаьни гугъри-йар «культивированные персики».

Название миндаля в лезгинских диалектах является единым без семантических и фонетических изменений – бадам. Слово иранского происхождения. Судя по фонетическому облику, источником заимствования является один язык. Для лезгинского языка в данном случае им, по-видимому, является азербайджанский. Широко это слово представлено и в других тюркских языках [Дмитриева 1972: 197; Мусаев 1975: 200].

Название кизила в рассматриваемых диалектных единицах является общим – ччумал (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – чимел (ахт., джаб.). Генетически родственные варианты зафиксированы и в других дагестанских языках [Хайдаков 1973: 57]. В. И. Абаев полагает, что основа этого слова восходит к персидскому сирсир [Абаев 1958: 233].

Понятие тутовника в рассматриваемых диалектах передается двумя заимствованными лексемами. Одна из них является простой и зафиксирована в большинстве лезгинских диалектов: тут (лит., исп., сал., зиз., нют., джаб.) – турт (ахт.). Другим названием тута, представленным не во всех диалектных единицах (в ахтынском и джабинском диалектах отсутствует), является хатрут (лит., юх., орт.) – хартут (зиз., нют.). Близкое по звучанию слово находим в язгулямском языке – хаrteд, которое, по мнению И. М. Стеблина-Каменского, является сложением с таджикским, персидским хаr «ослиный» (исторически – «большой») и названием тута [Стеблин-Каменский 1982: 93].

Название мушмулы в лезгинском языке является исконным: кицик (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – китик (ахт., джаб.). Как отмечено в специальной литературе, исходной формой данной лексемы является кидик [Талибов 1980: 279]. В основе слова звонкий д в ахтынском и джабинском диалектах оглушился и перешел в глухой преруптив т, а в диалектных единицах кюринского наречия в положении перед гласным переднего ряда звонкий смычный д аффрикатизировался.

Термин для обозначения ядра ореха в лезгинских диалектах является единым – хвех. Основа исконного происхождения.

В ахтынском и джабинском диалектах лексема хвех выражает также понятие «орех» (со скорлупой). В диалектах кюринского наречия для данного понятия используется слово кІерец (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.).

Специальное название имеют зеленые недозрелые орехи: хъархъ (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – къарк (ахт.) – къархъ (джаб.). Данная основа в специальной литературе возводится к общедагестанскому хронологическому уровню [Хайдаков 1973: 57]. Корневой согласный в диалектах кюринского наречия редуплицируется.

Название орехового дерева является составным. Оно образуется сложением названий ореха и слова-индикатора тар «дерево», причем в качестве первого компонента используется как название плода вместе со скорлупой (кІерец), так и название зеленого недозрелого ореха (хъархъ): кІерец тар (лит., исп., сал., зиз., нют., орт.) – хъархъу тар (лит., исп., сал., зиз., юх., орт.).

Следует отметить, что в ахтынском и джабинском диалектах название орехового дерева также является составным, образованным сложением названия ореха хвех в генитиве и слова тар «дерево»: хвехуьн тар.

Самостоятельным словом выражается понятие «скорлупа ореха» хъире (лит., исп., сал.) – хъере (зиз., нют., юх., орт.). Слово исконного происхождения. В ахтынском диалекте понятие «скорлупа ореха» передается составным названием, состоящим из наименования ореха в генитиве (хвехуьн < хвех «орех») и слова исконного происхождения чыкал со значением «кожура», «скорлупа».

Зеленая скорлупа ореха, отпадающая при созревании, также имеет три специальных названия, не совпадающих по звучанию ни в одной диалектной единице лезгинского языка: хъархъу сирке-йар (исп., сал.) – цІерк (зиз.) – серкІв (юх., орт.).

Исконным словом обозначается перегородка, находящаяся между двумя половинками ядра ореха – лам (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.).

В речи селения Юхари-Стал зафиксировано слово букІуш, обозначающее целое ядро ореха. В других диалектных единицах лезгинского языка это слово отсутствует. Слово букІуш используется также при сравнении: букІуш хьтин руш «полная красивая девушка» (букв. «как целое ядро ореха девушка»).

Различны названия половинки ядра ореха. В одних диалектных единицах она обозначается лепе (ахт., джаб.), в других – пад (исп., сал., зиз., нют., юх., орт.). Второе слово является многозначным: 1) «сторона» 2) «чужбина» 3) «поддержка» 4) «половина, часть».

Название полого, пустого ореха в лезгинских диалектных имеет разные варианты: пичІи кІерец (лит., исп., сал., юх., орт.) – пичІи хвех (ахт., джаб.). Данные названия являются составными, образованными сложением прилагательного пичІи «пустой» и названия ореха кІерец, хвех. В зизикском и нютюгском говорах яркинского диалекта для обозначения полого ореха употребляется простое производное слово пичІек, образованное от прилагательного пичІи «пустой» с помощью суффикса -ек.

Понятие «орешник» в диалектах лезгинского языка передается двумя разными по происхождению лексемами. Название шуьмаьгъ (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) является исконным и представлено в диалектах кюринского наречия. В ахтынском же и джабинском диалектах самурского наречия употребляется лексема арабского происхождения фындых.

Название каштана для всех диалектных единиц лезгинского языка является единым – шабалт (лит., юх., арт.) – шабалут (исп., сал.) – шабалат (ахт., джаб.). Слово, по мнению К. М. Мусаева, иранского происхождения [Мусаев 1975: 199], ср. иран. шагь «шах» + булут < иран. белут «дуб» [Дмитриева 1972: 190]. В лезгинский язык слово перешло, видимо, из азербайджанского языка, ср. азерб. шабалыд. Одинаковое обозначение этого растения с незначительными фонетическими отличиями наводит на мысль о том, что название данной культуры перешло к лезгинам вместе с реалией.

Инжир на территории, населенной лезгинами, является очень редкой культурой. Он здесь появился сравнительно недавно. Во всех лезгинских диалектах эта культура обозначается одним общим названием инжир. Слово иранского происхождения и широко представлено также в тюркских языках [Дмитриева 1972: 189].

В рассматриваемых диалектах название граната передается одним словом в двух фонетических вариантах: анар (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт.) – нар (ахт., джаб.). Слово иранского происхождения. Зафиксировано также и в других дагестанских языках [Хайдаков 1973: 58]. Широко представлено оно и в тюркских языках [Дмитриева 1972: 185, Мусаев 1975: 197].

В лезгинский язык название этой культуры могло войти или непосредственно из персидского языка, или же через соседний азербайджанский язык. Усеченная форма нар ахтынского и джабинского диалектов ближе к источнику, ср. перс. нар, азерб. нар. Полная форма этого слова анар, зафиксированная в диалектах кюринского наречия, характерна для тюркских языков, распространенных в Средней Азии и Казахстане [Мусаев 1975: 197].

Названия цитрусовых культур в лезгинском языке и диалектах являются заимствованными. Источники заимствований разные. Некоторые названия цитрусовых культур вошли из русского языка: лимон (лит.) – ламун (исп., сал.) – лымын (ахт., джаб.), мандарин (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт., ахт., джаб.), другие же – из азербайджанского: партахал (лит., исп., сал., зиз., нют., юх., орт., ахт., джаб.) «апельсин», ср. азерб. партагал.