logo
F_Ganieva_-_Otraslevaya_lexika_lezginskogo_yazy

4. Ковры

Производством ковров занимаются женщины. Мастерство свое они передают из поколения в поколение. Ковроделие в разных местах носит различный характер. По этому поводу А. А. Миллер в специальной работе о коврах пишет: «Производство ковров на Кавказе носило различный характер. Если в одних местах ковроткачество было развито более, то в других местах оно было развито менее. …ковровые изделия на Кавказе производятся в определенных районах, которые, взаимно примыкая один к другому, ограничиваются в южном Закавказье полосой, примыкавшей к бывшей турецкой границе; затем линия эта поднимается к северо-востоку, примыкая к главному хребту у Закатал, откуда идет к востоку, по направлению к Шемахе и Баку, охватывая, всю территорию азербайджанцев. Вторым несколько изолированным является горный район к югу от Кубы с примыкающей к нему юго-восточной частью Дагестана. Таким образом, производителями ковров на Кавказе являются, главным образом, азербайджанцы, курды, талыши, таты и, отчасти, народности Дагестана в указанных границах – кюрины (больше других), авары и др.» [Миллер 1924: 8-9].

Понятие «ковры» в лезгинском языке передается единым термином гам-ар. Основа простая непроизводная исконная, ср. также табас. ггам «ковер» [Хайдаков 1973: 84]. В речи селений Орта-Стал, Юхари-Стал и Зизик лексема гам имеет также и значение «большой безворсовый ковер». В ахтынском диалекте большой безворсовый ковер именуется сымаг. Лексические параллели последнего названия представлены также в авар. сумахъ, дарг. сумах, лак. сумакь [Хайдаков 1973: 84].

Как отмечает С. М. Хайдаков, «в каждом дагестанском языке бытует по несколько названий ковра в зависимости от рисунка, наличия или отсутствия ворса, размера и т.д.» [Хайдаков 1973: 84-85].