logo search
F_Ganieva_-_Otraslevaya_lexika_lezginskogo_yazy

Метки и клеймение домашних животных

У лезгин встречаются различные формы меток и тавро домашних животных1. Метки и тавро ставятся для различения общественного и личного скота или же животных одного колхоза или совхоза от животных другого колхоза или совхоза и т. д.

Метки делаются, в основном, на ушах домашних животных, а тавро – на морде крупного и мелкого рогатого скота, на ноге крупного рогатого скота и крупе лошадей.

Разнообразны формы меток на ушах домашних животных:

йаб атІун (исп., сал., зиз., орт., юх., ках.) – йаб атІын (ахт., джаб.) «разрез уха животного»;

йаб къазунун (орт., юх.) «разрез уха животного вертикально», букв. «ухо порвать»;

йапун кІвенкІ атІун (исп., сал., зиз., орт., юх., ках.) – йапан кІвекІ атІын (ахт., джаб.) «срез кончика уха»;

йапай къуькъуьм атІын (ахт.) «метка в виде круглого отверстия в ушной мочке»;

йапай пуд пІипІен къуькъуьм акъудун (ахт.) «метка наподобие треугольника на ухе».

К ушам колхозных и совхозных животных для их различения прикреплялись и бирки.

И. Ю. Алироев отмечает, что «мечение овец, клеймение крупного рогатого скота и тавро лошадей существовали на Кавказе и на территории Чечено-Ингушетии также в прошлом и доказывается это положение данными истории» [Алироев 1970: 26-27].

Для клеймения животных, например, в с. Джаба Ахтынского района каждый хозяин имел свою тамгу (специальную печать). Эту тамгу он ставил на все виды домашних животных, кроме кошек, птиц и собак. Раньше тамги для клеймения животных обычно изготовлялись кузнецами из проволоки. Изготовленную из проволоки тамгу накаляли на горящем кизяке и ставили на морду или ногу животного. На место клеймения потом сыпали соль во избежание инфекции.

Слово тІамгъа (лит.) – дагъма (исп., сал.) – тІагъма (зиз., орт., юх.) – тамгъа (ахт., джаб.) со значением «клеймо, тавро» заимствовано из азербайджанского языка, ср. азерб. дамга. Понятие «клеймение» в лезгинском языке передается составным названием тІамгъа йагъун (лит.) – дагъма йагъун (исп., сал.) – тІагъма йагъун (зиз., орт., юх.), букв. «тамгу ударить» – тамгъа эцигын // элисын (ахт., джаб.) «клеймо ставить // тамгу надавить».

Клеймо, тавро ставилось на животное в виде креста, прямой линии, треугольника, кружочка и т. п.

Клеймение животных, например, в Ахтах производят такими способами:

пІаркІвалатІуз хаш цываза «на щеке ставят крест», букв. «на щеке крест тянут»; тамгъазал тек цІар цываза «клеймом делают прямую линию»; тамгъазал элкъвей ул хьтинзи элаьхІза «клеймом ставили кружочек», букв. «клеймом круглый, как глаз, ставили»; тамгъазал пыд йапанз элаьхІза «клеймом ставили треугольник» и т. д.

Для выделения личных животных пользуются также масляными красками и специальными красителями. Ими закрашивают кусок шерсти МРС на спине.

Доение МРС отличается от доения КРС. МРС доят обычно обеими руками: гъуталди ацун (зиз., орт., юх.) – гъутуг ацын (ахт., джаб.) букв. «кулаком доить», а КРС доят двумя пальцами.

Доение КРС двумя пальцами считается все же более эффективным, потому что при этом методе доения скота молока в вымени не остается, оно выдаивается полностью. Доение животных двумя пальцами (большим и указательным) называется кьве тІыпІыг ацын (ахт.).

Интересное выражение со значением «выдавливание молока у овцы двумя руками» встречается в с. Джаба – гьемшери йагІан, что буквально обозначает «ударить гемшери». Заметим в связи с этим, что лезгины называют гьемшерийар азербайджанцев. Тем не менее пока трудно объяснить происхождение данного выражения.