logo
138___4

3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре

Проблема семантической структуры номинативных единиц языка, в том числе и производных слов (а их в языке 94 % по отношению к непроизводным), считается самой неразработанной в современной лингвистике и лингводидактике.

Не вступая в излишнюю полемику по этому вопросу, отметим, что указанная проблема постоянно разрабатывалась в разные периоды исследователями различных школ, течений и направлений [А.А. Потебня (Потебня А.А. Из записок по теории словесности. – Т. I-II. – М., 1958), Л.В. Щерба (Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974), В.В. Виноградов (Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с.), Х. Касарес (Касарес Х. Введение в современную лексикографию / Перев. с исп. – М., 1958), Л. Ельмслев (Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. – М., 1960. – Вып. I), Э. Хауген (Хауген Э. Проблема двуязычного описания. – Перев. с анг. // Новое в лингвистике. – М., 1972. – Вып. 6)].

Разработка этой проблемы связана с решением вопроса о том, какие элементы составляют семантическую структуру слова, в каких отношениях они друг к другу находятся. А это значит, что нужно определить взаимосвязь таких структурных компонентов, как: понятие, внутренняя форма, денотат, коннотация, значение производного слова, его грамматическое оформление.

Академик В.В. Виноградов рассматривал все эти компоненты в неразрывном единстве. Слово в его концепции предстает как единица языковой системы, как некая смысловая сущность, компилирующая в себе свойства той части речи, той грамматической категории, к которой принадлежит слово. По В.В. Виноградову, смысловая сущность слова зависит от контекстов его употребления, от конкретных лексических связей его с другими словами, от экспрессивной и стилистической окраски слова.

На наш взгляд, концепция В.В. Виноградова наиболее адекватно воплотилась в словообразовательных типах (СТ), разработанных в «АГ-70» и «Русской грамматике-1980».

Функционально-стилистический инвариант системы словообразования и его модификации в совокупности с моделями действия, примененные в качестве основы построения учебного нормативно-стилистического словаря, – это своеобразная лингводидактическая интерпретация академического понятия.

Рассмотрим, как в данной ниже учебной схеме СТ и в моделях действия по ней реализуются различные компоненты структуры производного слова.

Лингводидактическая схема Ст

от производящей основы глагола

С Т при помощи суф. -ни(е)/-ени(е)/-ани(е)

/-ти(е)/-и(е)

образуем существительное

1) со значением отвлеченного процессуального признака (§256-261, С. 157-160); 2) имеющее книжную окраску; 3) выражающее отвлеченность и обобщенность научной речи; 4) всту-

пающее преимущественно в именные словосочетания +

сущ. в Р.п. (свечение планет, закаливание металла, сжатие воздуха); 5) употребляемое в пассивных конструкциях предложений (Зажигание включается…; Наблюдение производится…; Сверление осуществляется…; Давление измеряется…).

Модель действия по схеме СТ

I II III IV

води(ть) – вожд + -ени(е) = вождение – «процесс, названный

глаголом «водить»

Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова

1) … – процесс, названный глаголом «…»; 2) … – состояние человека (объекта и т.п.), названное глаголом «…»; 3) … – результат действия по глаголу «…»; 4) … – действие человека (объекта и т.п.) по глаголу «…».

Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой СТ

1) Начало процесса; 2) завершение процесса; 3) протекание процесса; 4) осуществление процесса; 5) продолжение процесса; 6) развитие процесса; 7) свойство объекта; 8) появление свойства; 9) отличие свойства (качества).

Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций

1) Движение началось …; 2) Изготовление завершилось …; 3) Изменения протекают …; 4) Желание возрастало …; 5) Превращение происходит …; 6) Брожение осуществляется …; 7) Действие развивается …; 8) Высыпание продолжается …; 9) Сознание отличается ….

Выборка из программного лексического минимума для национальных школ, используемая для семантизации производных слов по указанной схеме СТ.