© 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
В Чечне и Ингушетии нет ни одного пояса или района, где не было бы своих декоративных растений. Многие из них вошли в культуру, но не у нас, а за рубежом. Особое внимание заслуживает тюльпан Шренка, имеющий крупные красные или желтые цветки. Несколько уступает ему по красоте тюльпан Биберштейна с желтыми и более мелкими цветками; шафран пестрый, имеющий сиреневые с полосками цветки; касатик ложный с синими цветками; василек ложнодонской – вид с крупными яркими синими соцветиями; пион тонколистный, мак прицветниковый. У последнего цветки достигают 20 см в диаметре, темно – красного цвета. Мак этот – самое выдающееся растение наших степей. Из видов лесной полосы как декоративные могут использоваться медуница мягчайшая, фиалка душистая, фиалка удивительная, подснежник кабардинский с белыми цветками, пролеска сибирская с синими цветками, хохлатка пурпурно-голубая представлена разнообразно окрашенными популяциями, ландыш кавказский. Больше декоративных видов в субальпийском поясе: лилия однобратственная, девясил крупноцветковый, девясил восточный, ветреница пучковатая, буквица крупноцветковая, буквица осетинская, василек светло-желтый, лен зверобойнолистный, первоцвет приятный, первоцвет сердцелистный, пиретрум розовый, рябчик желтый, астра альпийская, синюха кавказская. [1].
Много декоративных видов встречается в высокогорьях и на скалах. Следует «приручить» псефеллюс Проханова. Замечательна камнеломка колончатая, камнеломка Харадзе, пиретрум доломитовый, гипсолюбка тонколистная, колокольчик осетинский, горечавка Гроссгейма.
Немало в горах красивых кустарников. Это пузыреплодник восточный, кизильник цельнолистный и многоцветковый, оригинальная войлочная вишня, эфедра рослая, шиповник Валентины. Для каменистых горок пригодны астрагал золотистый и все местные можжевельники. [1].
Береза плакучая, или бородавчатая. В лесном хозяйстве этот вид березы ценится больше других. Березу плакучую вводят в лесные насаждения в лесостепной зоне, с давних пор используют для обсадки дорог. Сейчас ее все чаще высаживают на городских улицах[3].
Бересклет широколистный. Очень декоративен благодаря крупной красивой листве, принимающей осенью различную окраску, и яркоокрашенным, свисающим вниз плодам.
Черника кавказская. Декоративная.
Рододендрон желтый. Декоративный. Используют в садовых насаждениях.
Рододендрон кавказский. Может быть использован в озеленении.
Виноград лесной. Декоративен.
Жимолость душистая, каприфоль. Высокодекоративная.
Калина обыкновенная. Калина декоративна, почти не повреждается промышленными газами и не страдает от дыма, но, к сожалению, очень мало используется в озеленении. Неплохой почвозащитный кустарник.
Вяз шершавый, ильм горный. Декоративный. [5].
Смородина Биберштейна. Декоративный кустарник.
Дерен мужской, кизил. Возможности использования кизила очень широки: он хороший медонос, декоративен.
Клен платановидный. Является технически ценной и высокодекоративной породой. В зеленом строительстве клен платановидный давно используется как парковое дерево, при создании аллей, а также в уличных и одиночных посадках на газоне. При росте на просторе образует мощную шаровидную крону и весьма декоративен.
Обвойиик греческий. Декоративен, может быть использован для вертикального озеленения в южных районах.
Лещина обыкновенная. Многочисленные декоративные формы с плакучими ветвями, с пурпурными, белоокаймленными, пятнистыми или сросшимися у основания листьями высаживаются в парках и скверах.
Бирючина обыкновенная. Бирючина очень хорошо переносит стрижку, образуя плотные, хорошо сохраняющие форму шаровидные, пирамидальные, конусовидные кусты или живые изгороди. В городах не страдает от пыли и дыма, нетребовательна к почве. Используется в качестве подвоя для маслины, сирени, других видов бирючины и ее садовых форм. Известны разные формы: пирамидальные и плакучие, с сизоокаймленными, золотистыми, пестрыми и не опадающими на зиму листьями, с белыми, желтыми и зеленоватыми плодами. [2].
Орех грецкий. Может быть использован в одиночных посадках, в виде групп, в аллеях. [7].
Вишня седая. Образует хороший низкорослый подлесок в полезащитных лесополосах; вполне заслуживает разведения в садах. [4].
Груша кавказская. Кавказская груша используется в озеленении в парках и особенно в лесопарках и как сопутствующая порода в полезащитных лесных полосах.
Груша иволистиая. Часто разводится в садах и парках как декоративный кустарник. С успехом может быть использована в лесопосадках в засушливых районах.
Рябина глоговина, берека лечебная. За свою стройность, красивую листву и красно-пурпуровые плоды рябина глоговина очень ценится как декоративное дерево.
Сосна Сосновского. Декоративен. Используется для одиночных, групповых и аллейных посадок. [6].
Тис ягодный. Сейчас использование тиса ограничено. Необходимы меры по возобновлению и сохранению этого полезнейшего и красивого дерева.
öAcer campestre L. - Клён полевой
Acer laetum C.A.Mey. - Клён светлый
öAcer platanoides L. - Клён остролистный
öBerberis vulgaris L. - Барбарис обыкновенный
öBetula pendula Roth (B. verrucosa Ehrh.) - Берёза плакучая
Betula pubescens Ehrh. - Берёза пушистая
Betula raddeana Trautv. – Берёза Радде
Caragana mollis(Bieb.)Bess. - Карагана мягкая
Clematis lathyrifolia Bess.ex Reichenb. - Ломонос чинолистный
öClematis orientalis L. - Ломонос восточный
Colutea orientalis Mill – Пузырник восточный
öCotinus coggygria Scop. - Скумпия кожевенная
Cotoneaster melanocarpus Fisch.ex Blytt - Кизильник черноплодный
Crataegus pentagyna Waldst.et Kit. - Боярышник пятипестичный
öElaeagnus angustifolia L. - Лох узколистный
Euonymus europaea L. - Бересклет европейский
öFraxinus excelsior L. - Ясень обыкновенный
öHippohpaё rhamnoides L. - Облепиха крушиновидная
Juniperus hemisphaerica J. et C.Presl (J. depressa Stev.) - Можжевельник полушаровидный
Juniperus oblonga Bieb. - Можжевельник продолговатый
öJuniperus sabina L. - Можжевельник казацкий
öLigustrum vulgare L. - Бирючина обыкновенная
Lonicera caprifolium L. – Жимолость каприфоль
öNegundo aceroides Moench (Acer negundo L.) - Негундо клёновидный
Ostrya carpinifolia Scop. – Хмелеграб обыкновенный
Paliurus spina-christi Mill. - Держи-дерево христова колючка
Periploca graeca L. - Обвойник греческий
Pinus sosnowskyi Nakai (P. hamata(Stev.)Sosn.) – Сосна Сосновского
öPopulus alba L. - Тополь белый (Белолистка)
öPopulus nigra L. - Т. чёрный (Осокорь)
Populus tremula L. - Т. дрожащий (Осина)
öQuercus robur L. (Q. pedunculata Ehrh.) - Дуб черешчатый (сильный)
öRhus coriaria L. - Сумах дубильный
öRobinia pseudacacia L. – Робиния лжеакация
öSalix alba L. - Ива белая
Salix caprea L. – Ива козья
öSorbus aucuparia L. - Рябина обыкновенная
öSpiraea crenata L. – Спирея (Таволга) городчатая
Spiraea hypericifolia L. – Спирея (Таволга) зверобоелистная
öTamarix ramosissima Ledeb. - Гребенщик многоветвистый
öTaxus baccata L. - Тис ягодный
öTilia caucasica Rupr. - Липа кавказская
öTilia cordata Mill. – Липа сердцевидная
öTilia platyphyllos Scop. - Липа широколистная
öUlmus minor Mill. (U. carpinifolia Rupr.ex Suckow, U. foliacea Gilib.) - Ильм малый
öViburnum opulus L. - Калина обыкновенная
ö - виды, введённые в культуру в населённых пунктах Северного Кавказа
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,