logo
138___4

Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах

пп

Классы, курсы:

количество

Типы обучаемых

ошибок

IX кл. –

400 чел.

X кл. –

1000 чел.

XI кл. –

500 чел.

I курс –

100 чел.

в

цифр.

в

%

в

цифр.

в

%

в

цифр.

в

%

в

цифр.

в

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Нарушение правильности речи:

1) ошибки произносительного характера

342

85,5

798

79,8

414

82,8

68

68

2) нарушение словообразовательной правильности

201

50,25

607

60,7

262

52,4

49

49

3) нарушение морфологической правильности

345

86,25

807

80,7

417

83,4

43

43

4) нарушение синтаксической правильности

362

90,5

898

89,8

450

90

67

67

2.

Нарушение точности речи:

1) неправильное ударение, меняющее значение слова

370

92,5

875

87,5

429

85,8

79

79

2) лексические ошибки

384

96

915

91,5

448

89,6

83

83

3) лексико-словообразовательные ошибки

367

91,75

901

90,1

429

85,8

80

80

4) построение предложения или текста, искажающее точность речи

390

97,5

967

96,7

452

90,4

88

88

5) фактические ошибки

103

25,75

201

20,1

131

26,2

17

17

3.

Нарушение чистоты речи:

1) неоправданное употребление варваризмов

2) неоправданное употребление иноязычных слов

3) неоправданное употребление жаргонизмов

352

88

799

79,9

420

84

87

87

4) канцелярит

342

85,5

798

79,8

404

80,8

73

73

5) употребление слов-паразитов

398

99,5

896

89,6

456

91,2

85

85

6) употребление вульгарных слов

100

25

197

19,7

101

20,2

23

23

7) употребление бранных слов

80

20

217

21,7

102

20,4

7

7

4.

Нарушение логичности речи:

1) нарушение логики рассуждения

400

100

1000

100

500

100

100

100

2) противоречивость сочетания одного слова с другим

400

100

1000

100

500

100

100

100

3) нарушение нормативного порядка слов

400

100

1000

100

500

100

100

100

4) неправильное использование предлогов, союзов

400

100

1000

100

500

100

100

100

5) нарушение связей между отдельными высказываниями в тексте

400

100

1000

100

500

100

100

100

6) необоснованная прерывистость, неправильное обозначение переходов от одной мысли к другой

400

100

1000

100

500

100

100

100

7) неправильное членение текста на абзацы

400

100

1000

100

500

100

100

100

8) выбор синтаксических структур, неадекватных характеру выражаемого содержания

400

100

1000

100

500

100

100

100

9) отсутствие единого метода организации излагаемого материала в текстах разных стилей

400

100

1000

100

500

100

100

100

5.

Ошибки, снижающие выразительность речи:

1) плеоназмы и тавтология

390

97,5

965

96,5

457

91,4

91

91

2) неоправданное использование определений, метафор, неудачных сравнений

370

92,5

914

91,4

454

90,8

84

84

3) воплощение в форме сухого пересказа темы, которая требует эмоционального выражения впечатлений от увиденного или прочитанного

400

100

1000

100

500

100

100

100

6.

Нарушение уместности речи:

1) неуместное употребление слов

347

86,75

847

84,7

421

84,2

82

82

2) неуместное употребление суффиксов или приставок

308

77

734

73,4

370

74

72

72

3) неуместность морфологической формы

208

52

490

49

227

45,4

37

37

4) неуместность синтаксической конструкции

400

100

1000

100

500

100

100

100

5) неуместность того или иного стиля

400

100

1000

100

500

100

100

100

7.

Нарушение богатства речи:

1) ограниченный набор словообразовательных средств

400

100

1000

100

500

100

100

100

2) бедность морфологических форм

340

85

848

84,8

419

83,8

72

72

3) синтаксический монотон

400

100

1000

100

500

100

100

100

4) бедность лексического запаса

3690

90

899

89,9

455

91

87

87

5) неумение пользоваться стилистическими ресурсами языка и функциональными стилями

400

100

1000

100

500

100

100

100

Таблица 5