logo
138___4

Информационные модели текстов-рассуждений

Схема рассуждения-доказательства

I. Ситуация общения:

1) обращенность к определенному адресату или группе слушателей;

2) основная задача – доказать истинность или ложность главного утверждения (тезиса) текста;

3) функция общения – ценностно-ориентировочная.

II. Структурно-композиционные части:

1) экспозиция – 1-й абзац;

2) вопрос – 2-й абзац;

3) тезис – 3-й абзац;

4) аргументация тезиса – 4-й, 5-й абзацы и др.;

5) заключение, вывод, вытекающий из доказательства – последний абзац.

III. Языковые средства:

1) усложненные синтаксические конструкции;

2) вводные слова, связывающие абзацы;

3) вопрос «почему?» после тезиса;

4) предложение-клише «Нет, не правы!»

Схема рассуждения-объяснения

I. Ситуация общения:

1) текст адресован конкретному слушателю или группе слушателей;

2) основная задача общения – информирование, раскрытие содержания тезиса;

3) функция общения – познавательная.

II. Структурно-композиционные части:

1) экспозиция;

2) вопрос;

3) ответ на вопрос (тезис);

4) доказательство тезиса;

5) выводы.

III. Языковые средства:

1) устойчивые обороты (оказалось, что …; дело в том, что …; вот почему …; вот, например …; об этом свидетельствуют факты …; как выяснилось …);

2) глаголы в форме 3-го лица наст. вр., обозначающие действия, не относящиеся к конкретному времени.

Схема рассуждения-размышления

I. Ситуация общения:

1) обращенность автора речи к читателю, слушателю, а также к самому себе, что связано с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов, до конца понять не только особенности предмета размышления, но и свои мысли, чувства (все это обусловливает частотность рассуждений-размышлений в художественных произведениях, в публицистической литературе);

2) основная задача общения – выразить мнение, разрешить сложную проблему;

3) функция общения – ценностно-ориентировочная.