logo
138___4

Лингводидактическая схема

от производящей основы прилагательного

С Т № 1 при помощи суффиксов -ость/-есть/-ность

образуем существительное

1) со значением «признак, проявляющийся в различной степени и поддающийся измерению, носитель признака; 2) имеющее книжную окраску; 3) выражающее отвлеченность и обобщенность научной речи; 4) вступающее преимущественно в именные словосочетания + сущ. в Р.п. (скорость звука), прил. + (абсолютная влажность); 5) вступающее, как правило, в пассивные конструкции предложений (Скорость равна…; Скорость измеряется … и т.п.)

Модель действия по схеме СТ № 1

I II III IV

стойк(ий) – стойк- + -ость = стойкость – «черта характера стойкого человека»

Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой СТ № 1:

1) процесс измерения; 2) равенство; 3) степень равенства (больше, меньше); 4) степень насыщенности; 5) процент наличия чего-либо; 6) степень превышения чего-либо; 7) наличие признака.

Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций

1) Скорость измеряется …; 2) Скорость равна …; 3) Скорость больше (меньше …; 4) Насыщенность воздуха влагой превышает …; 5) Скорость света намного превышает …; 6) Скорость велика … .

Лингводидактическая схема СТ

от производящей основы глагола

С Т № 2 при помощи суф. -ни(е)/-ени(е)/-ани(е)

/-ти(е)/-и(е)

образуем существительное

1) со значением отвлеченного процессуального признака; 2) имеющее книжную окраску; 3) выражающее отвлеченность и обобщенность научной речи; вступающее преимущественно в именные словосочетания + сущ. в Р.п. (свечение планет, закаливание металла, сжатие воздуха); 5) употребляемое в пассивных конструкциях (Зажигание включается …; Наблюдение производится …; Сверление осуществляется …; Давление измеряется …).

Модель действия по схеме СТ

I II III IV

води(ть) – вожд- + -ени(е) = вождение – процесс, названный глаголом «водить»

Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой СТ

1) Начало процесса; 2) завершение процесса; 3) протекание процесса; 4) осуществление процесса; 5) продолжение процесса; 6) развитие процесса; 7) свойство объекта; 8) появление свойства; 9) отличие свойства (качества).

Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций

1) Движение началось …; 2) Изготовление завершилось …; 3) Изменения протекают …; 4) Желание возрастало …; 5) Превращение происходит …; 6) Брожение осуществляется …; 7) Действие развивается …; 8) Высыпание продолжается …; 9) Сознание отличается … .

Лингводидактическая схема СТ

от производящей основы

существительного

С Т № 3 при помощи суффикса -н-/-ан/-абельн-

/-ированн-/-енн-/-онн-/-орн-/-уальн-/-ичн-

/-альн-/-тельн-/-ительн-

образуем прилагательные

1) со значением «относящийся к тому, что названо производящим словом», «состоящий из того, что названо производящим словом»; 2) имеющие книжную, нейтральную и др. стилистические окраски; 3) выражающие точность речи в разных стилях; 4) вступающие преимущественно в словосочетания прил. + сущ. (государственное устройство, искусственный спутник); 5) употребляемые в различных схемах предложений.

Модель действия по схеме № 3

I II III IV

революции(я) – революци- + -онн(ый) = революционный – относящийся к революции

Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой СТ № 3:

1) отношение; 2) состав; 3) качество.

Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций

1) Картинная галерея …; 2) Песчаная почва …; 3) Свободная страна …

Речевые ситуации, приведенные в качестве сопутствующего материала к схемам, вместе с соответствующими им конструкциями используются при построении предложений, что также работает на решение коммуникативных задач обучения.

Таким образом, решение коммуникативных задач является основным условием не только для глубинного изучения русского языка и овладения на этой основе приемами речевой деятельности, но и для решения различных воспитательных и образовательных задач.

Если мы не научим ученика понимать учебные модели, тексты, то все сведения образовательного характера останутся за пределами его сознания. И наоборот, реализация образовательных задач зависит от решения коммуникативных задач.

Более того, воспитательные, образовательные и коммуникативные задачи обучения не только связаны друг с другом и взаимообусловлены, но их сочетание обусловливает применение целостной, комплексно-процессуальной методики, ориентированной на формирование навыков речевой деятельности.