Повествование-рассказ Шутник
Вели мы на побережье Охотского моря геологическую съемку. Весь отряд – два человека. И дом, и пища, и уют – все на себе. Ни лошадей, ни оленей, ни, конечно, вездеходов у нас не было.
Идем мы маршрутом и вдруг замечаем, что кто-то вроде бы выслеживает нас. Для себя решили твердо – зверь.
А назавтра то же самое.
Решили мы устроиться на ночлег в маленькой, заставленной отвесными скалами бухточке. Поставили палатку, поужинали, но только прилегли, как вдруг грохот. Вылезли из палатки и смотрим вокруг. Все тихо. Стоит лунная ночь. Море замерло. Ни веточка не хрустнет, ни птицы не вскрикнут.
Притаились мы за большим валуном. Прошло минут пятнадцать.
На вершине скалы кто-то не то пошмыгал, не то покашлял.
Вижу: поднимает кто-то камень и толкает его вниз. Грохот. Эхо. Звенит каждая галечка на россыпи. И вот ясно различаю, что медведь вытянулся на скале и заглядывает вниз. «Дескать, почему молчат, почему из палатки не выскакивают?» Завозился, завозился и вот уже прет к краю громадную глыбу.
Тут я не выдержал и закричал:
– Что ж ты, пакостник, делаешь! – Да галечником в него. Как ветром сдунуло со скалы. Ночь проспали спокойно, а наутро он нас уже не преследовал. Обиделся. (Из журнала «Смена»).
1) Охарактеризуйте ситуацию общения, в которой возник рассказ «Шутник». (Герои рассказа стали очевидцами интересной истории. Им захотелось рассказать обо всем на страницах журнала «Смена». Они написали заметку, основная задача которой – проинформировать читателей о необычных повадках медведя. Текст, таким образом, выполняет познавательную функцию).
2) Охарактеризуйте структурно-композиционные части рассказа.
(Рассказ построен обычно. Используется традиционная схема сюжета. Первая часть рассказа – это предыстория. Автор описывает обстановку, в которой происходило действие: указывается на время, место происшествия. С первых строк он вводит в свой рассказ основных героев повествования: членов экспедиционного отряда и невидимку, который их «преследует»).
События разворачиваются на побережье Охотского моря. В течение двух дней кто-то вроде бы выслеживал героев. На вторую ночь герои обнаружили медведя и закричали на него. Наступает развязка: зверь убежал и больше их уже не преследовал. «Обиделся!» – так неожиданно и интересно комментирует автор реакцию медведя.
На протяжении всего повествования наблюдаются три основных плана текста:
а) фоновый (описание обстановки, в которой происходит действие: описание побережья, далее – бухточка, в которой герои решили переночевать на вторую ночь и т.п.);
б) сюжетный (действие развивается на протяжении всего рассказа: в нем можно выделить все традиционные элементы повествования: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку);
в) авторский план текста (каждая структурно-композиционная часть включает авторские пояснения, комментарии, оценку событий, состояние героев, природы).
3) Какие языковые средства использует автор? (В рассказе употребляются глаголы, отражающие развитие действия в определенной временной последовательности. И что важно: в первом абзаце, там, где автор знакомит нас с героями, глаголы опущены: используются односоставные предложения, а также двусоставное, в котором подлежащее и сказуемое выражены идентично.
В одном из абзацев, где описывается ночная природа, используются глаголы, но они обозначают состояние природы, а не ее движение, развитие. Например: Стоит лунная ночь.
Можно отметить также сменяемость видо-временных форм глагола: настоящее время чередуется с прошедшим, что создает динамичность повествования, его особую выразительность.
Набор синтаксических конструкций в рассказе многообразен. Здесь простые предложения, сложные, с прямой речью. Сами простые тоже достаточно разнообразны: по цели высказывания – повест., вопр.; по интонации – воскл., невоскл.; по наличию главных членов – двусост. и односост.; по наличию необходимых членов – полн., неполн.; по наличию осложняющих членов (осложн., неосложн.), по наличию второстепенных (распр., нераспр.). По стилистической окраске здесь наряду с нейтральными конструкциями выделяются разговорные (Как ветром сдунуло с горы). Можно отметить предложения с экспрессивной окраской, в которых экспрессивность создается по-разному: за счет обратного порядка слов, за счет употребления односоставных предложений. Порой назывные предложения создают целую образную картину: Вижу: поднимает кто-то камень и толкает его вниз. Грохот. Эхо. В целом весь комплекс синтаксических средств срабатывает на раскрытие интересного в самой жизни.
Разнообразна лексика рассказа: термины (геологическая съемка, маршрут), большой пласт нейтральной лексики (замечать, решить, ночлег и т.п.), на ее фоне – разговорные слова, иногда даже грубоватые по своему звучанию (прет глыбу, пакостник и т.п.).
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,