logo
138___4

Повествование-рассказ Шутник

Вели мы на побережье Охотского моря геологическую съемку. Весь отряд – два человека. И дом, и пища, и уют – все на себе. Ни лошадей, ни оленей, ни, конечно, вездеходов у нас не было.

Идем мы маршрутом и вдруг замечаем, что кто-то вроде бы выслеживает нас. Для себя решили твердо – зверь.

А назавтра то же самое.

Решили мы устроиться на ночлег в маленькой, заставленной отвесными скалами бухточке. Поставили палатку, поужинали, но только прилегли, как вдруг грохот. Вылезли из палатки и смотрим вокруг. Все тихо. Стоит лунная ночь. Море замерло. Ни веточка не хрустнет, ни птицы не вскрикнут.

Притаились мы за большим валуном. Прошло минут пятнадцать.

На вершине скалы кто-то не то пошмыгал, не то покашлял.

Вижу: поднимает кто-то камень и толкает его вниз. Грохот. Эхо. Звенит каждая галечка на россыпи. И вот ясно различаю, что медведь вытянулся на скале и заглядывает вниз. «Дескать, почему молчат, почему из палатки не выскакивают?» Завозился, завозился и вот уже прет к краю громадную глыбу.

Тут я не выдержал и закричал:

Что ж ты, пакостник, делаешь! – Да галечником в него. Как ветром сдунуло со скалы. Ночь проспали спокойно, а наутро он нас уже не преследовал. Обиделся. (Из журнала «Смена»).

1) Охарактеризуйте ситуацию общения, в которой возник рассказ «Шутник». (Герои рассказа стали очевидцами интересной истории. Им захотелось рассказать обо всем на страницах журнала «Смена». Они написали заметку, основная задача которой – проинформировать читателей о необычных повадках медведя. Текст, таким образом, выполняет познавательную функцию).

2) Охарактеризуйте структурно-композиционные части рассказа.

(Рассказ построен обычно. Используется традиционная схема сюжета. Первая часть рассказа – это предыстория. Автор описывает обстановку, в которой происходило действие: указывается на время, место происшествия. С первых строк он вводит в свой рассказ основных героев повествования: членов экспедиционного отряда и невидимку, который их «преследует»).

События разворачиваются на побережье Охотского моря. В течение двух дней кто-то вроде бы выслеживал героев. На вторую ночь герои обнаружили медведя и закричали на него. Наступает развязка: зверь убежал и больше их уже не преследовал. «Обиделся!» – так неожиданно и интересно комментирует автор реакцию медведя.

На протяжении всего повествования наблюдаются три основных плана текста:

а) фоновый (описание обстановки, в которой происходит действие: описание побережья, далее – бухточка, в которой герои решили переночевать на вторую ночь и т.п.);

б) сюжетный (действие развивается на протяжении всего рассказа: в нем можно выделить все традиционные элементы повествования: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку);

в) авторский план текста (каждая структурно-композиционная часть включает авторские пояснения, комментарии, оценку событий, состояние героев, природы).

3) Какие языковые средства использует автор? (В рассказе употребляются глаголы, отражающие развитие действия в определенной временной последовательности. И что важно: в первом абзаце, там, где автор знакомит нас с героями, глаголы опущены: используются односоставные предложения, а также двусоставное, в котором подлежащее и сказуемое выражены идентично.

В одном из абзацев, где описывается ночная природа, используются глаголы, но они обозначают состояние природы, а не ее движение, развитие. Например: Стоит лунная ночь.

Можно отметить также сменяемость видо-временных форм глагола: настоящее время чередуется с прошедшим, что создает динамичность повествования, его особую выразительность.

Набор синтаксических конструкций в рассказе многообразен. Здесь простые предложения, сложные, с прямой речью. Сами простые тоже достаточно разнообразны: по цели высказывания – повест., вопр.; по интонации – воскл., невоскл.; по наличию главных членов – двусост. и односост.; по наличию необходимых членов – полн., неполн.; по наличию осложняющих членов (осложн., неосложн.), по наличию второстепенных (распр., нераспр.). По стилистической окраске здесь наряду с нейтральными конструкциями выделяются разговорные (Как ветром сдунуло с горы). Можно отметить предложения с экспрессивной окраской, в которых экспрессивность создается по-разному: за счет обратного порядка слов, за счет употребления односоставных предложений. Порой назывные предложения создают целую образную картину: Вижу: поднимает кто-то камень и толкает его вниз. Грохот. Эхо. В целом весь комплекс синтаксических средств срабатывает на раскрытие интересного в самой жизни.

Разнообразна лексика рассказа: термины (геологическая съемка, маршрут), большой пласт нейтральной лексики (замечать, решить, ночлег и т.п.), на ее фоне – разговорные слова, иногда даже грубоватые по своему звучанию (прет глыбу, пакостник и т.п.).