logo
138___4

Модель действия по схеме

I II III IV

аккурантн(ый) – аккуратн- + -о = аккуратно – качество, признак, названный

прилагательным «аккуратный»

Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные наречия

1) … – качество, названное прилагательным …;

2) … – признак, названный прилагательным … .

Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой №5

1) указание на качество; 2) указание на признак.

Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций

1) Он безмятежно отдыхал …; 2) Пройти надо было тихо …; 3) Голос его звучал мягко … и др.

Лексический минимум для работы в русской школе

агрессивный – агрессивно

аккуратный – аккуратно

безмятежный – безмятежно

живописный – живописно

изумительный – изумительно

искусный – искусно

красивый – красиво

легкий – легко

любезный – любезно

мелкий – мелко

мирный – мирно

мягкий – мягко

невозмутимый – невозмутимо

необыкновенный – необыкновенно

неясный – неясно

опрятный – опрятно

прилежный – прилежно

приятный – приятно

свободный – свободно

спокойный – спокойно

тихий – тихо

уважительный – уважительно

удивительный – удивительно

удобный – удобно

Лексический минимум для работы в VI классе национальной школы

активный – активно

бережный – бережно

бесшумный – бесшумно

вежливый – вежливо

гордый – гордо

грандиозный – грандиозно

грустный – грустно

добросовестный – добросовестно

заботливый – заботливо

испуганный – испуганно

любопытный – любопытно

мужественный – мужественно

мутный – мутно

насмешливый – насмешливо

нежный – нежно

неизвестный – неизвестно

некрасивый – некрасиво

неожиданный – неожиданно

неплохой – неплохо

неприятный – неприятно

неразборчивый – неразборчиво

нерешительный – нерешительно

неуверенный – неуверенно

неудобный – неудобно

нехороший – нехорошо

неясный – неясно

низкий – низко

ответственный – ответственно

отдельный – отдельно

понятный – понятно

постоянный – постоянно

прекрасный – прекрасно

приблизительный – приблизительно

примерный – примерно

пристальный – пристально

прохладный – прохладно

растерянный – растерянно

резкий – резко

самостоятельный – самостоятельно

скользкий – скользко

скорый – скоро

скромный – скромно

скучный – скучно

славный – славно

специальный – специально

справедливый – справедливо

старательный – старательно

торопливый – торопливо

точный – точно

тусклый – тускло

уверенный – уверенно

удивительный – удивительно

удивленный – удивленно

удобный – удобно

умелый – умело

храбрый – храбро

ценный – ценно

частый – часто

Итак, в данном фрагменте содержится описательная информация об особенностях языка. Реализуется она в различных компонентах предлагаемого отрывка, в частности, путем указания на значение полученного слова, на его лингвостилистические особенности.

Объясняющая информация о языке также представлена в ряде компонентов: говорится о том, от каких основ, при помощи какого суффикса образованы наречия, какое значение они приобретают в результате словопроизводства. Доказывающая эти обоснования информация представлена списком производных слов, которым задан приведенный СТ.

Информация о способе деятельности заложена в модели действия по схеме СТ, в перечне формул, при помощи которых семантизируются производные слова.

Здесь приводится также сопутствующая информация на уровне системных связей словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики, т.е. практически затронуты все аспекты школьной грамматики.

Кроме того, дается информация о потребностях и мотивах, вызвавших деятельность по образованию слова: С какой целью производим действие? Чтобы получить производные слова, научиться объяснять их значение, научиться вводить их в предложения, тексты.

Информация реализована также при помощи интеллектуальных конструкций и показа их применения: лингводидактическая схема СТ, реализованная при помощи модели действия по ней, типовые формулы семантизации производных слов, конструкции с частичным лексическим наполнением для построения предложений.

Наряду с информационной функцией, важнейшую роль выполняет также систематизирующая функция.

В настоящее время в педагогических науках изучению систематизирующей функции различных пособий уделяется достаточно большое внимание. Связано это с интегративными тенденциями развития научных знаний. В частности, само изучение стилистики, культуры речи, теории текста помогает систематизировать сведения по различным разделам школьной грамматики.

Рассмотрим данную функцию учебных словарей на примере информационной модели точности речи, представленной в «Учебном словаре терминов и понятий культуры речи для учащихся средней школы».