Модель действия по схеме
I II III IV
аккурантн(ый) – аккуратн- + -о = аккуратно – качество, признак, названный
прилагательным «аккуратный»
Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные наречия
1) … – качество, названное прилагательным …;
2) … – признак, названный прилагательным … .
Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой №5
1) указание на качество; 2) указание на признак.
Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций
1) Он безмятежно отдыхал …; 2) Пройти надо было тихо …; 3) Голос его звучал мягко … и др.
Лексический минимум для работы в русской школе
агрессивный – агрессивно
аккуратный – аккуратно
безмятежный – безмятежно
живописный – живописно
изумительный – изумительно
искусный – искусно
красивый – красиво
легкий – легко
любезный – любезно
мелкий – мелко
мирный – мирно
мягкий – мягко
невозмутимый – невозмутимо
необыкновенный – необыкновенно
неясный – неясно
опрятный – опрятно
прилежный – прилежно
приятный – приятно
свободный – свободно
спокойный – спокойно
тихий – тихо
уважительный – уважительно
удивительный – удивительно
удобный – удобно
Лексический минимум для работы в VI классе национальной школы
активный – активно
бережный – бережно
бесшумный – бесшумно
вежливый – вежливо
гордый – гордо
грандиозный – грандиозно
грустный – грустно
добросовестный – добросовестно
заботливый – заботливо
испуганный – испуганно
любопытный – любопытно
мужественный – мужественно
мутный – мутно
насмешливый – насмешливо
нежный – нежно
неизвестный – неизвестно
некрасивый – некрасиво
неожиданный – неожиданно
неплохой – неплохо
неприятный – неприятно
неразборчивый – неразборчиво
нерешительный – нерешительно
неуверенный – неуверенно
неудобный – неудобно
нехороший – нехорошо
неясный – неясно
низкий – низко
ответственный – ответственно
отдельный – отдельно
понятный – понятно
постоянный – постоянно
прекрасный – прекрасно
приблизительный – приблизительно
примерный – примерно
пристальный – пристально
прохладный – прохладно
растерянный – растерянно
резкий – резко
самостоятельный – самостоятельно
скользкий – скользко
скорый – скоро
скромный – скромно
скучный – скучно
славный – славно
специальный – специально
справедливый – справедливо
старательный – старательно
торопливый – торопливо
точный – точно
тусклый – тускло
уверенный – уверенно
удивительный – удивительно
удивленный – удивленно
удобный – удобно
умелый – умело
храбрый – храбро
ценный – ценно
частый – часто
Итак, в данном фрагменте содержится описательная информация об особенностях языка. Реализуется она в различных компонентах предлагаемого отрывка, в частности, путем указания на значение полученного слова, на его лингвостилистические особенности.
Объясняющая информация о языке также представлена в ряде компонентов: говорится о том, от каких основ, при помощи какого суффикса образованы наречия, какое значение они приобретают в результате словопроизводства. Доказывающая эти обоснования информация представлена списком производных слов, которым задан приведенный СТ.
Информация о способе деятельности заложена в модели действия по схеме СТ, в перечне формул, при помощи которых семантизируются производные слова.
Здесь приводится также сопутствующая информация на уровне системных связей словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики, т.е. практически затронуты все аспекты школьной грамматики.
Кроме того, дается информация о потребностях и мотивах, вызвавших деятельность по образованию слова: С какой целью производим действие? Чтобы получить производные слова, научиться объяснять их значение, научиться вводить их в предложения, тексты.
Информация реализована также при помощи интеллектуальных конструкций и показа их применения: лингводидактическая схема СТ, реализованная при помощи модели действия по ней, типовые формулы семантизации производных слов, конструкции с частичным лексическим наполнением для построения предложений.
Наряду с информационной функцией, важнейшую роль выполняет также систематизирующая функция.
В настоящее время в педагогических науках изучению систематизирующей функции различных пособий уделяется достаточно большое внимание. Связано это с интегративными тенденциями развития научных знаний. В частности, само изучение стилистики, культуры речи, теории текста помогает систематизировать сведения по различным разделам школьной грамматики.
Рассмотрим данную функцию учебных словарей на примере информационной модели точности речи, представленной в «Учебном словаре терминов и понятий культуры речи для учащихся средней школы».
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,