6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
Применение учебных словарей по стилистике русского языка и о стилистике русского языка, по культуре речи, теории текста предопределяет применение комплексно-процессуальной методики, накладывающей особый отпечаток на умения и навыки пользования словарями, на методы и приемы работы с ними.
Основное назначение предлагаемых учебных словарей – быть учебным пособием справочного типа по стилистике, культуре речи, теории текста. Чтобы терминологические и нормативные словари общеупотребительных слов могли выполнять подобное назначение, необходимо сформировать у учащихся определенные умения и навыки пользования указанными словарями.
А.П. Окунева (Окунева А.П. Рекомендации по составлению и использованию учебного фразеологического словаря русского языка в национальной школе / Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Изд-во АПН СССР, 1989. – С. 87), исследуя методику применения фразеологического словаря, выделяет два основных типа умений и навыков:
1) общеучебные умения и навыки пользования словарем как определенным жанром учебной и научной литературы;
2) частноучебные умения и навыки пользования словарем определенного типа.
Подобные классификационные группы применимы и к учебным словарям по стилистике, культуре речи, теории текста, хотя здесь, конечно, и возникают нюансы, обусловленные спецификой словарей подобного типа.
Итак, к общеучебным умениям и навыкам пользования словарем как определенным жанром учебной и научной литературы относится, во-первых, умение и навык определять тип словаря по содержанию отобранного материала, по числу языков, по единице описания, по расположению материала.
Во-вторых, важно овладеть навыком выявления основных разделов словаря.
В-третьих, необходимо научить учащихся находить в словаре информацию о том, как им пользоваться.
Следующий необходимый навык – это ориентация в структуре словарной статьи.
При этом важно разбираться в назначении помет, в схемах, конструкциях, информационных моделях, приводящихся в словарях. Без них содержание словарной статьи будет неполным.
Кроме того, надо выработать навык определения характера и назначения Приложения словаря.
И наконец, обучаемый должен уметь находить нужную информацию в словаре и в Приложении к словарю.
Данные общеучебные умения и навыки модифицируются в частноучебные. Например, в процессе работы формируются умения и навыки определения типа предлагаемых словарей (словарь по теории текста, нормативно-стилистический словарь). Важно при этом научиться определять тип словаря по способу описания (все разработанные нами учебные словари являются комплексными).
Второе умение – ориентация в информационных моделях, в словнике и в различных приложениях к словарям с целью нахождения термина, общеупотребительного производного слова и получения необходимой информации о них.
В-третьих, можно выделить умения и навыки, направленные на ориентацию в структуре словарной статьи, выявление основных ее компонентов с целью получения необходимой для целей общения информации.
И наконец, умения и навыки пользования Приложением нужны для того, чтобы обучиться анализу текстов, что послужит своеобразной базой для их продуцирования.
Если указанные выше общеучебные и частноучебные умения ориентированы в основном на постижение структуры словарей, то умения и навыки по осмыслению содержания материала можно условно назвать «умениями и навыками пользования учебными словарями, направленными на формирование языковой компетенции в области стилистики, культуры речи, теории текста».
Однако здесь следует учесть, что словари терминов и нормативно-стилистический словарь, созданный на основе СТ, потребует владения различными умениями и навыками.
Так, используя словари терминов стилистики, культуры речи, теории текста, необходимо сформировать у обучаемых умения и навыки самостоятельного определения значения терминов на основе информационных моделей. Эти умения ориентированы на микроединицы словаря. Но ведь в словарях представлены также укрупненные единицы, на основе которых формируются умения и навыки комплексного характера. Например, с опорой на модели функциональных стилей, коммуникативных качеств речи, текстов даются развернутые характеристики этих категорий.
На основе моделей вырабатываются обучаемыми формулы для семантизации понятий и терминов.
Что касается нормативно-стилистического словаря, то здесь диапазон умений и навыков гораздо шире. Так, учащиеся должны научиться определять значение производного слова на основе схемы СТ и модели действия по ней.
На основе моделей действия здесь вырабатываются умения и навыки разграничения значения полисемичных производных слов. Идет также обучение подбору синонимов и антонимов, тем более что целые списки СТ могут быть охвачены явлениями синонимии и антонимии. Также формируются навыки разграничения словообразовательных паронимов, определения исходной формы производного слова с целью нахождения его в словаре. Схемы СТ и модели действия по ним дают возможность определять синтаксические связи производных слов, а также морфологические признаки, особенности их функционирования в речи. В процессе работы с нормативно-стилистическим словарем формируются умения и навыки выявления сочетательных возможностей производных слов.
С выше описанными навыками органически связаны умения и навыки пользования учебным словарем, направленные на формирование коммуникативной компетенции в области стилистики, культуры речи и теории текста.
Во-первых, это нахождение в словарях терминов, предназначенных для употребления в речи в процессе ее анализа и продуцирования.
Во-вторых, и термины, представленные в информационных моделях, и производные из нормативно-стилистического словаря необходимы во всех видах речевой деятельности, в самых разнообразных речевых ситуациях. Поэтому должны формироваться умения и навыки использования всего перечисленного арсенала в различных ситуациях. Например, при выражении приветствия, добрых пожеланий, просьбы, благодарности, любезности, извинения, при выражении того или иного отношения к предмету сообщения (уверенности, предположения, сомнения, возможности и т.д.). Также формируются умения и навыки, связанные с выражением собственной позиции (согласие, несогласие, возражение, дополнение).
Большое значение имеет формирование комплексных умений и навыков, связанных с использованием языковых средств в связном тексте в соответствии с темой, целью и ситуацией общения. Что касается учебных словарей, то здесь и теоретически, и практически обеспечено, например, обучение описанию картины природы, состояния человека и окружающей его среды, качеств личности человека. Предлагаемые словари могут использоваться при составлении отзыва о прочитанной книге, фильме, спектакле, при написании рецензии, аннотации и т.п. Здесь систематизирован материал, необходимый для формирования умений и навыков работы над рассказом, биографией, очерком, портретом, отчетом, приветственным и ответным словом. Уделено определенное внимание различным видам рассуждения. Формируются навыки и умения корректирования различных речевых ошибок.
Наряду с описанными навыками, в национальной аудитории формируются умения и навыки сопоставительного анализа явлений русского и родных языков обучаемых на материале учебных словарей:
1) умение и навык подбирать к русскому слову соответствие в родном языке; 2) умения и навыки сопоставлять слова из русского и родного языков, выявляя полные, частичные, ложные эквиваленты; 3) умения и навыки соотносить стилистические особенности слов в русском и родном языках; 4) умения и навыки выявить и показать способы передачи в родном языке явлений, специфичных для русского языка; 5) умения и навыки сопоставления информационных моделей стилей, коммуникативных качеств, текстов в русском и родных языках; 6) умение производить положительный перенос знаний из родного языка в русский и наоборот; 7) умение выявлять факты интерференции родного языка на материале русскоязычной стилистически дифференцированной речи учащихся-билингвов.
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,