II. Структурно-композиционные части:
1) одно из синтаксических средств – вопросно-ответная форма; (вопросы на стадии оформления могут опускаться; они остаются как бы «скрытыми внутри»; их также можно составить в качестве скреп между абзацами);
2) усложненные конструкции.
После коллективного ознакомления с учебными моделями учащиеся отвечают на вопросы:
1) В чем сходство рассуждения-доказательства, объяснения и рассуждения-размышления?
2) В чем отличие этих образцов?
Следующий этап работы – чтение соответствующих словарных статей по учебному словарю.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Один из видов (жанров) рассуждения, в котором доказывается истинность или ложность главного утверждения текста. Разворачивая доказательство тезиса, автор включает в рассуждение экспозиционную часть, задает вспомогательный вопрос, отвечает на него при помощи тезиса, затем аргументирует тезис при помощи одного или нескольких фактов, после чего делает выводы, вытекающие из научной речи. Например: Более того, зная широтную зону, можно также составить определенное суждение о типе поясности, свойственном ей. (Темботов).
После чтения словарной статьи учащиеся своими словами формулируют значение термина рассуждение-доказательство. Один из учащихся читает заранее подготовленный им отрывок из учебника геометрии – доказательство теоремы.
Знакомство со словарной статьей «Объяснение» также сопровождается формулировкой определения и чтением заранее подготовленного образца объяснения.
ОБЪЯСНЕНИЕ. Один из видов (жанров) рассуждения, при помощи которого автор дает слушателю или читателю определенную информацию, раскрывает содержание тезиса. С этой целью он вводит в объяснение следующие компоненты: экспозицию, вопрос, ответ на вопрос (тезис), доказательство тезиса, выводы.
После чтения по учебному словарю статьи «Размышление» учащиеся называют основные признаки размышлений, опираясь при этом и на словарную статью, и на информационную модель. Затем зачитываются отрывки из «Войны и мира», представляющие размышления кн. Андрея. Отрывки готовятся заранее, отбираются самими учащимися.
РАЗМЫШЛЕНИЕ. Один из видов (жанров) рассуждения, в котором можно отметить обращенность автора речи к читателю или слушателю, связанную с желанием разобраться в ряде проблемных вопросов, до конца понять не только особенности предмета размышления, но и свои мысли, чувства. Все это обусловливает частотность рассуждений-размышлений в художественных произведениях, в публицистической литературе, в дискуссионных научных сочинениях. Как правило, в экспозиции автор речи подводит читателя к проблемному вопросу, затем следует ряд проблемных вопросов и ответов на них. Завершается размышление выводами.
Разобрав теоретические сведения по теме «Рассуждение» и ознакомившись с различными образцами рассуждений, учащиеся делают выводы о том, чем отличается рассуждение от изученных ранее повествования и описания, в чем сходство и отличие разных жанров рассуждения.
Закрепление материала проводится путем анализа текста.
Здесь приводится учебный текст из дидактического материала для IX класса национальных школ России, затем сформулированы вопросы, которые учитель ставит перед классом, и даны возможные варианты ответов.
Если бы кибернетические машины могли подсчитать, во что обходится стране сумма плохого настроения, то они сообщили бы нам сенсационные цифры. Человек, который чувствует себя спокойно и уютно в обществе своих граждан, во много раз работоспособней и предприимчивей того, который каждую минуту должен быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство.
Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека. Что же это за основы? Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях, терпимость и гуманность нашего общества поселили во многих неустойчивых душах убеждение, что все «сойдет». Во-вторых, притупление чувства справедливости. Человек, у которого развито это чувство, приучается к мысли, что он не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед другими. Если покопаться в душе каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки не случайны, а опираются на вполне конкретные взгляды. Это, прежде всего, наплевательское отношение ко всем, к мнению и удобствам других.
Нередко и хорошие люди обижают своих близких, и происходит это без намерения оскорбить, унизить, а просто так – по невниманию, недомыслию. Такие люди, часто занятые большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, которая делала бы жизнь приятнее и улучшала настроение всего коллектива.
Итак, какие же два важных вывода следует сделать каждому молодому человеку? Первое: внимательное, любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов. Это, в полном смысле слова, бесплатное приложение к жизни со временем становится привычкой и производится уже автоматически. Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими близкими, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.
Таким образом, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход – хорошее расположение духа и оптимистическое настроение. (По Н. Акимову).
1) Как вы считаете: почему это рассуждение скорее можно назвать объяснением, нежели размышлением? (Порой трудно разграничить жанры рассуждения, но все-таки этот текст – рассуждение-размышление, потому что в нем говорится о том, что должен знать и понимать каждый – об основах этики.
Таким образом, здесь нет проблемных вопросов, которые автору необходимо решить для себя. Здесь нечто другое – стремление рассказать то, что ему уже известно, в адекватной форме донести это до сознания молодежи).
2) Из каких композиционных частей состоит текст? (В нем можно выделить ряд компонентов. Во-первых, это экспозиция (первый абзац). Далее, во втором абзаце, дан тезис и поставлен вспомогательный вопрос «Что же это за основы?» Затем в ряде абзацев даются примеры, раскрывающие содержание тезисов.
И наконец, автор делает в последнем абзаце соответствующие теме рассуждения выводы).
3) Какие синтаксические конструкции активизируются в данном тексте? (Наиболее распространены сложноподчиненные предложения, объясняющие причины поступков людей, а также характеризующие людей, не умеющих жить в человеческом обществе. Например: 1) Если покопаться в душе каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки не случайны, а опираются на вполне конкретные взгляды. 2) Человек, у которого развито это чувство, приучается к мысли, что он не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед другими.
Кроме того, в тексте активизируются предложения, осложненные вводными словами: во-первых; во-вторых; итак и др.
Таким образом, даже те языковые особенности, на которые указали, говорят о том, что перед нами текст типа рассуждения, написанный в научно-популярном стиле).
Работая над темой «Рассуждение», учитель применял следующие приемы работы, характерные для комплексно-процессуальной методики: 1) слово учителя с опорой на комплексные модели; 2) составление вопросов и заданий с опорой на комплексные информационные модели; 3) анализ текста с опорой на учебную модель.
Работая подобным образом над формированием понятий, учащиеся учатся на основе учебных моделей продуцировать учебные тексты, представляющие собой развернутые определения понятий. Задания при этом выполняются в такой последовательности.
Вначале дается учебная модель. Учитель просит проанализировать ее по следующему плану: 1) назвать основные компоненты модели; 2) показать, как связаны между собой эти компоненты; 3) подобрать текст, представляющий собой анализируемый жанр, в данном случае – характеристику; отметить в тексте компоненты характеристики, названные в учебной модели.
Схема описания – характеристики
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,