logo
138___4

1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.

Сегодня в период развитой лексикографии, довольно странно звучит мысль о том, что одной из самых древних функций словаря является учебная, наряду со справочной и систематизирующей. И это действительно так. В свое время первый английский лексикограф С. Джонсон писал, что чистая наука слишком тонка для решения жизненных задач, и поэтому словари оцениваются по приносимой ими пользе. (См.: Johnson S. The plan of a dictionary.– Z., 1747, – р. 4-5). Он же указывает на дидактическую направленность словаря, на взаимосвязь в нем научных и утилитарных целей.

Ж. Дюбуа считает все словари учебными. (См.: Dubois J. Dictionnaire et discours didactique. – «Langages», P. 1970, № 19. – р. 41-42). Его мнение подтверждается историей развития лексикографии. Словари всегда были одним из основных компонентов учебного процесса, наряду с грамматиками, текстами и упражнениями.

Первой формой античной лексикографии, носившей ярко выраженный учебный характер, были списки (глоссы и глоссарии) малопонятных слов. Излюбленный позднейший жанр – сборники глосс к произведениям античной литературы.

Любовь греков к составлению словарей унаследовали римляне. «Как и у греков, у римлян лексикография преследовала учебные цели: везде она обслуживала школу». (Matore G. Histoire des dictionnaires francais. – Р. 1968. – р. 42).

Денисов П.Н. пишет о том, что от Рима в Западной Европе и от Византии в Южной и Восточной Европе ведут свое начало грамматические и лексикографические традиции Франции, Италии, Англии, Болгарии, России и других европейских стран. (Денисов П.Н. Об универсальной структуре словарной статьи // Актуальные проблемы учебной лексикографии. – М.: Рус. яз., 1977. – С. 205-225). Все это духовное развитие находится в русле единой греко-латинской лингвистической традиции, впитавшей в себя культуру древнего Востока.

Итак, в дословарный период основной функцией лексикографии было объяснение малопонятных слов. В ранний словарный период основная функция словарей – изучение литературного языка, отличного у многих народов от разговорной речи. Период развитой лексикографии связан с развитием национальных литературных языков, в связи с чем словари здесь выполняют функции описания и нормализации словарного состава языка, повышения языковой культуры общества. Иначе говоря, практическая лексикография выполняет ряд общественно важных функций: 1) обучение родному и неродному языку; 2) описание и нормализация родного языка; 3)межъязыковое общение; 4) научное изучение лексики языка.

Поскольку предметом нашего исследования служат учебные словари, то в работе внимание будет сосредоточено на обучающей функции словаря и на функциях, которые наиболее тесно с ней связаны.

Как правило, учебный словарь – это книга справочно-систематизирующего характера. Справочная функция связана с тем, что к нему (словарю) обращаются за разнообразными справками. Систематизирующая функция выражается в том, что нередко словари строятся по тематическому принципу. На стыке этих двух функций возникает противоречие, которое по-разному пытались разрешить лексикографы всех времен. А именно, как считает П.Н. Денисов, учебные словари никогда не противопоставлялись другим учебным пособиям по изучению чужих языков, и исторически они вырастают из филологического комментария, «примечаний к тексту», в которых специалисты, изучающие языки, стремились подметить все больше и больше не примечаемого поверхностным взглядом.

Сегодня учебные словари отделились от конкретного текста, но они не потеряли своей исконной связи с ними, хотя бы потому, что многие учебные словари выступают в роли справочников для толкования «темных мест», экзотических и иностранных слов. К ним относятся школьные этимологические словари, толковые, словари иностранных слов для учащихся, словари терминов и др. Но по-прежнему учебная лексикография, ориентируясь на конкретный текст, на обучение речи, стремится воплотить в словарях систематизирующую функцию, хотя это и противоречит необходимости четкой адресации в справочном издании, но ведь именно систематизация лексики способна в некотором роде дать осязаемое представление лексико-семантической системы языка. Собственно, поэтому мы обратились, в первую очередь, к исследованию словарей системного типа.