4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
Зонная структура словарной статьи вбирает в себя различные типы лексикографической информации.
Одна из основных зон – это вход словарной статьи. В словарях терминов имеется два основных входя: 1) понятийный – от информационной модели к терминам; 2) лексемный вход – от термина к модификациям инварианта системы языка. И наконец, третий вход в систему словаря отражен в нормативно-стилистическом словаре. Это словообразовательный вход: от аффикса, представленного в схеме СТ и модели действия, к значению производного слова.
Термины и понятия стилистики, культуры речи, теории текста, общеупотребительные производные слова, включенные в информационные модели, легко поддаются формализации, так как в функционально-стилистических инвариантах языковых подсистем и их модификациях смоделированы законы, на основе которых трактуется значение слова.
Вырабатывается особый метаязык описания, при котором формализуется толкование слов. Например, способы семантизации могут быть представлены разными формулами. А именно: в нормативно-стилистическом словаре приводятся списки типовых конструкций, схем, при помощи которых семантизируется значение производных слов. Отбираются типовые схемы предложений, отражающих различные речевые ситуации. Что касается терминологических словарей, то здесь выделяются целые ряды, когда из толкований множества терминов можно извлечь общую часть, являющуюся основным компонентом лексического значения каждого из слов, входящих в этот ряд. (Парцеллированная конструкция – одно из языковых средств…; Повтор – одно из языковых средств … и т.п.).
Общность толкований наблюдается также и в нормативно-стилистическом словаре, там, где за основу семантизации берется словообразовательное значение, которое в каждом отдельном случае модифицируется как деривационное значение, являющееся базой для формирования лексического значения.
Таким образом, вход словарной статьи завершается формулировкой того смысла, который является общим для лексического значения всех однотипных производных слов или всех терминов, семантизация которых производится на основе ряда единых, типовых формул.
Второй тип лексикографической информации – это зона значения. Если мы возьмем для анализа словарные статьи нормативно-стилистического словаря, то внимание наше сосредоточится на обнаружении и экспликации всех содержательных (собственно смысловых, денотативных, прагматических, коммуникативных, экстралингвистических) сходств и различий, на формулировке всех уровней, в которых производные слова функционируют. Здесь же обычно описываются и просодические особенности производных слов, а именно: специфика акцентных выделений и интонаций, которые теснейшим образом связаны с их коммуникативными – тема-рематическими и другими подобными свойствами.
Зона значения начинается семантизацией производного слова, а затем с опорой на лингвостилистическую схему СТ перечисляются семантические, прагматические и иные содержательные признаки, которые задают способы использования, применения производных слов в стилистически дифференцированной речи. Кроме того, внутри списка однотипных слов, которым задан СТ, выделяются различные группы и лексические подгруппы.
Описание строится в регламентированной форме, обусловленной схемами СТ и моделями действия по ним. Однако эту форму нельзя назвать жесткой, так как в самой лингводидактической схеме, прогнозирующей способы действия с языковым материалом, заложен комплекс типовых словосочетаний и предложений, являющихся строительным материалом для текстов.
Что касается зоны значения в терминологических словарях, то здесь также она представлена особой разновидностью словарной статьи, состоящей из следующих композиционных элементов: 1) традиционного объяснения содержания лингвистических терминов; 2) определения лингвостилистических особенностей языкового материала; 3) прогнозирования возможностей употребления языковых средств в текстах разных стилей; 4) толкования термина как одного из элементов информационной модели.
Таким образом, перечень и толкование терминов определяется не только контекстами их употребления, но и содержанием информационных моделей. Так, морфологические категории (время, наклонение глагола, лицо и др.) рассматриваются во взаимосвязи со стилистическими функциями и стилевыми чертами, заданными той или иной моделью стиля. В любом случае, как бы ни трактовались термины, их описание должно удовлетворять единственному требованию – ясности представления всех содержательных сходств и различий между ними.
Следующий компонент зонной структуры словарной статьи – это зона форм.
В случае с терминологическими словарями этот вопрос нами не ставился. Что же касается нормативно-стилистического словаря, то здесь зона форм представлена не только в модели действия, где непосредственно описывается толкуемое слово, но она программируется раньше – в схеме СТ. Так, здесь указываются или одна граммема, или наборы слов, которые мы получаем, моделируя производные слова. При этом, чем лексичнее грамматическая категория (т.е. чем она ближе к словообразованию и дальше от словоизменения), тем вероятнее различия в наборах форм внутри каждого списка, которым задан СТ.
В структуру словарной статьи входит также зона конструкций. Так, в нормативно-стилистическом словаре каждая схема СТ сопровождается перечнем типовых структурных схем, при помощи которых семантизируются производные слова. Например, однотипные производные со значением «лицо или предмет, производящий действие или предназначенный для осуществления действия, названного мотивирующим словом», семантизируются при помощи следующих типовых структурных схем, предложений, имеющих частичное лексическое наполнение:
1) … – тот, кто делает что-либо; 2) … – тот, кто совершает действие, названное глаголом …; 3) … – человек, который делает что-либо; 4) … – человек, который совершает действие, названное глаголом …; 5) … – человек, делающий что-либо; 6) … – человек, совершающий действие, названное глаголом …; 7) … – лицо, которое делает что-либо; 8) … – лицо, делающее что-либо; 9) … – лицо, которое совершает действие, названное глаголом …; 10) … – лицо, совершающее действие, названное глаголом …; 11) … – предмет, который предназначен для чего-либо; 12) … – предмет, предназначенный для чего-либо; 13) … – предмет, который производит действие, названное глаголом …; 14) … – предмет, производящий действие, названное глаголом ….
Как всегда, схемой СТ прогнозируются типовые речевые ситуации, накладывающие отпечаток на конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций. Эта закономерность подтверждается и в случае с названными выше СТ.
Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой СТ
1) Предмет, при помощи которого что-то делают (совершают, производят, работают, осуществляют); 2) человек (лицо), который что-либо делает (совершает, работает, производит, осуществляет).
Конструкции, используемее при построении предложений на основе речевых ситуаций
1) Проводник работает на поезде …; 2) Проводник производит посадку пассажиров …; 3) Проводник осуществляет дежурство …; 4) При помощи приемника осуществляют …; 5) При помощи приемника производят … .
Такое многообразие в зоне конструкций связано с тем, что существительные, образованные от глаголов (приемник, будильник, участник, проводник, ремонтник) обладают достаточно большим набором актантов (субъект, объект, получатель, адресат, инструмент, средство и т.п.).
С другой стороны, чем специфичнее значение производного слова (затейник, отступник), тем уже круг допустимых для него конструкций.
Следующий компонент словарной статьи – это зона сочетаемости. Наличие этой зоны вызвано описанием семантической, лексической, морфологической, коммуникативной сочетаемости.
В учебных словарях терминов перечисленные виды сочетаемости предстают в своеобразной форме. Так, коммуникативная сочетаемость прогнозируется смоделированными в модификациях инвариантов типовыми ситуациями общения. Например, в модели функционального стиля определяются цели общения, задачи, которые накладывают отпечаток на стилевую структуру текста и на выбор языковых средств.
Лексическая сочетаемость, представленная в нормативно-стилистическом словаре, спрограммирована в схемах СТ, где определяется набор конструкций, лежащих в основе типовых словосочетаний. В этих конструкциях как бы фокусируются различные виды сочетаемости: лексической, морфологической, синтаксической.
Выводы
Таким образом, систематизация и организация языкового материала в учебных словарях учитывает специфику уровневой организации языковой личности. Здесь все три уровня (лексикон, тезаурус и прагматикон) как бы сливаются в информационных моделях, органически переплетаясь. При этом учебные модели являются лингводидактическими коррелятами лексикона, тезауруса и прагматикона.
Что касается микроуровня – зонной структуры словарной статьи, то необходимо отметить, что все зоны словарной статьи (зона форм, значений, сочетаемости и т.п.) обусловлены особенностями функционально-стилистических инвариантов языковой системы.
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,