© 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
Современное состояние растительного покрова, природоохранная и экологическая обстановка в регионе диктуют необходимость комплексного подхода к изучению природных ресурсов, в том числе биологических, рекреационных, эстетических, туристических и др., что позволит научно обосновать допустимые уровни воздействия на окружающую природную среду. Одной из главных организационных задач охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, является их инвентаризация и учет.
Перспективы использования фиторесурсов требуют, прежде всего, дальнейшего развития исследований в области флористики и систематики, геоботаники, ресурсоведения, анатомии и морфологии, физиологии и биохимии растений, экологии и охраны природы.
Водные растения – гидрофиты и прибрежно-водные – гелофиты исследуются в различных аспектах: экологическом, онтогенетическом, морфологическом, флористическом, фитоценотическом. Однако с позиций современной биоморфологии они изучены недостаточно. Поэтому интерес к познанию структурной организации и процессов формообразования гидро- и гелофитов заметно возрастает.
В результате исследований установлены определенные экологические характеристики некоторых фоновых видов макрофитов (табл. 1) [1], [2].
Таблица 1.
Экологические особенности некоторых видов макрофитов ЧР.
№№ | Вид | Экологическая характеристика | |
Alismataceae Vent. | |||
| Alisma gramineum Ley. | термофил | болотистые водоемы |
| Alisma plantago-aquatica L. | Широкая экологическая амплитуда | эвтрофные пресные или слабосоленые малопроточные водоемы с илистыми или илисто-песчаными отложениями |
Ranunculaceae Juss. | |||
| Batrachium trichophyllum (Chaix.) Bosch. | гелиофит, нейтрофит и реофил | водоемы с невысокой степенью минерализации воды. |
Cyperaceae Juss. | |||
| Bolboschoenus maritimus (L.) Pall. | Широкий экологический спектр | мелководные пресные или слабосоленые водоемы, на мокрых солончаках |
| Carex pseudocyperus L. (Cyperaceae Juss.). | галофоб | в местах обитания С. pseudocyperus илистые или илисто-торфянистые. |
| Carex riparia Curt. (Cyperaceae Juss.). | не является столь выраженным галофобом | в местах обитания С. pseudocyperus илистые или илисто-торфянистые. |
| Carex vulpma L. (Cyperaceae Juss.). |
| на мелководьях водоемов, на илистых и илисто-торфяных грунтах |
| Carex acuta L. (Cyperaceae Juss.). |
| на прибрежных мелководьях (0-50 см), замкнутых или слабопроточных мезо- и эвтрофных водоемов |
| Eleocharis palustris (L.) Roem. Et Schult. (Cyperaceae Juss.). |
| Может быть обнаружен как в пресных так и слабосоленых водоемах |
| Scirpus lacustris L. (Cyperaceae Juss.). | Выдерживает незначительной повышение антропогенной эвтрофикации | замкнутых или слабопроточных пресных и соленых водоемов, на гигрофильных лугах, канавах, рисовых чеках |
| Scirpus tabernaemontani C.C. Gmel. (Cyperaceae Juss.). | Распространен по берегам и прибрежным мелководьям | пресноводные или слабосоленоводные непроточные водоемы с илистыми и илисто-песчаными отложениями |
Butomaceae Rich. | |||
| Butomus umbellatus L. | Экологическая валентность данного вида широкая | по берегам рек и прудов, на заболоченных лугах, на участках с толщей воды 0-70 (до 100) см. |
Poaceae Barnhart | |||
| Catabrosa aquatica (L.) Beauv. |
| по берегам непроточных пресных водоемов, на песчаных местах в условиях переувлажнения |
| Glyceria maxima (C.Hartm.) Holub. (Poaceae Barnhart). | с широкой экологической амплитудой по отношению к донным отложениям | по мелководьям мезо- и эвтрофных озер, речных стариц, может быть обнаружена в канавах и на рисовых чеках |
| Phragmites australis (Cav.) Trin. ex Steud. (Poaceae Barnh). | Вид с чрезвычайно широкой экологической валентностью | Часто доминирует на гигрофильных лугах, участках с неглубоким залеганием грунтовых вод |
| Caulinia minor (All.) Cost. et Germ. (Najadaceae Juss.). | термофил | на хорошо прогреваемых прибрежных мелководьях |
| Ceratophyllum demersum L. (Ceratophyllaceae S.F.Grav). | широкая экологическая валентность | мелководная (20-60 см) экофазе эвтрофные водоемы с мощными донными отложениями, богатыми питательными веществами; способны развиваться в условиях антропогенного эвтрофирования водоема, где образуют моновидовую ассоциацию |
| Ceratophyllum submersum L. (Ceratophyllaceae S.F.Gray). | галофоб | встречается в мезо- или эвтрофных непроточных или слабопроточных пресных и соленых водоемах на глубине 20-60 (до 70) см |
Juncaceae Juss. | |||
| Juncus effusus L., J. bufonius L., J. compressus Jacq. | Выдерживают временное высыхание грунта, а также повышенную антропогенную нагрузку. Оптимальные грунты - илисто-песчаные и илисто-глинистые | на мелководьях пресных водоемов, гигрофильных лугах, в условиях с устойчивым подтоплением; в канавах, на рисовых чеках |
Lemnaceae S.F. Gray | |||
| Lemna minor L. (). | пресноводных и солоноводных | на обводненных мочажинах, болотистых лугах, рисовых чеках. Оптимального развития достигает в условиях прогреваемого мелководья (3-15 см глубиной) |
Lythraceae Jaume | |||
| Lythrum salicaria L. | в водоемах практически всех типов. | Особи этого вида способны существовать в условиях повышенной антропогенной нагрузки |
Typhaceae Juss. | |||
| Typha angustifolia L. | Широкая экологическая амплитуда | Встречается в озерах, прудах, рукавах и старицах рек, каналах, в наземной экофазе и на участках с устойчивым подтоплением. |
| Typha latifolia L. (Tvphaceae Juss.). | Может выдерживать значительное затопление или высыхание. | в прибрежной экофазе эвтрофных пресноводных или слабосоленоводных водоемов различного типа (непроточных или слабопроточных) на илистых или илисто-торфянистых грунтах |
| Typha laxmannii Lepech. (Typhaceae Juss.). |
| слабопроточные пресные и слабосоленоводные водоемы различного типа (озера, пруды, степные реки) |
Haloragaceae R. Br. | |||
| Myriophyllum spicatum L. . | пресноводные и слабосоленоводные водоемы | На хорошо прогреваемых участках образует сплошные заросли |
| Myriophyllum verticillatum L. (Haloragaceae R. Br.). | Выдерживает незначительное повышение антропогенной эвтро-фикации водоема. | в прудах, озерах, реках и каналах на глубинах 30-180 см. |
Polygonaceae Juss. | |||
| Persicaria amphibia (L.) S.F. Gray . | Вид с широкой экологической амплитудой | гидрофазе, прибрежной, болотной и наземной экофазах пресноводных и слабосолоноводных водоемов: озер, прудов, старицах рек, каналах |
Potamogetonaceae Dumort. | |||
| Potamogeton lucens L. (Potamogetonaceae Dumort.). |
| на аллювиальных участках крупных мезоэвтрофных замкнутых пресноводных водоемов с песчаными, глинистыми, глинисто-илистыми отложениями |
| Potamogeton crispus L. | Может выдерживать повышение антропогенной эвтрофикации водоема | Встречается в мезо-, эвтрофных непроточных или слабопроточных водоемах с пресной или слабосоленой водой. |
| Potamogeton natans L. (Potamogetonaceae Dumort.). | Повышение антропогенного эвтрофирования водоема приводит к снижению жизнеспособности ценопопуляций. | слабопроточные или замкнутые пресные водоемы, мелководья |
| Potamogeton pectinatus L. (Potamogetonaceae Dumort.). | Встречается в водоемах всех типов | Отмечается также в водоемах, загрязненных сточными водами. Большее предпочтение отдает водоемам с повышенной минерализацией воды. |
| Potamogeton perfoliatus L. (Potamogetonaceae Dumort.). |
| На болотистых мелководьях обнаруживаются карликовые формы |
| Potamogeton berchtoldii Fieb. (Potamogetonaceae Dumort.). | повышение антропогенной эвтрофикации водоема приводит к гибели популяции | в запрудах степных рек, болотисто-плавинном мелководье |
Sparganiaceae Ruholphi | |||
| Sparganium erectum L. | Индифферентен к физическим и химическим свойствам субстрата. Особи данного вида могут развиваться в условиях повышенной антропогенной нагрузки | по берегам рек, прудов, стариц, каналов, водохранилищ, на участках с стабильным подтоплением |
Thelypteridaceae Pichi Sermolli | |||
| Thelypteris palustris Schott | В других условиях не обнаружен | водоемы с высокой кислотностью среды на илистых, илисто-торфянных и торфянных грунтах |
Lentibulariaceae Rich. | |||
| Utricularia vulgaris L. | В других условиях не обнаружен. | непроточных водоемов с илисто-торфянистыми и торфянистыми грунтами |
Zannichelliaceae Dumort. | |||
| Zannichellia major Boenn. ex Reichenb | пресноводные или слабосоленоводные непроточные водоемы различного характера | Данный вид приурочен к эвтрофным |
Выводы. Рассмотренная группа макрофитов представлена 37 видами, относящиеся к 15 семействам. Следует отметить, что исследуемые виды, характеризуются широким спектром морфологических и экологических особенностей. Являются индикаторами антропогенного воздействия на водные экосистемы.
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,