logo
138___4

Выборка из сочинений учащихся пятых классов

«Котенок»

Доэкспериментальный «срез»

Послеэкспериментальный «срез»

I. Ж.О.

У нас есть кошка. Зовут ее Умка. Она у нас умная, поэтому мы назвали кошку Умкой. Сперва мы хотели назвать кошку Мушкой, а потом моя старшая сестра сказала: «Давайте назовем кошку Умкой». Мы так и сделали. Она сама серенькая, мордочка белая. Когда мы кушаем, она залезает под столом и мяукает. Как будто хочет есть. И мы даем ей молоко и хлеб. Больше всего она любит молоко, мясо, хлеб и сметану. Она любит лежать на кровати. Лучше всех она любит меня. И я тоже люблю ее. … (Отрывок).

У всех разные котята. У одних серенькие, а у других черненькие. А у нашего котенка мордочка и хвостик беленькие, а сам он весь черненький. Зовут его Мурка. Хвостик у Мурки длинненький и беленький. Лапки черненькие, ушки беленькие, глазки серенькие, головка черненькая. Лапки беленькие, мягкие. И когда Мурка ходит, ступает мягко. Ночью, когда я сплю, она тоже спит под моей кроватью на крошечном паласике. Когда я убираю постель, то Мурка залезает в кровать.

Прежде чем я стану кушать, сперва я кормлю Мурку. Когда я даю котенку мясо или молоко, то он подбегает быстро. А когда я даю ему хлеб, суп или что-то другое, то он подходит медленно. Потому что он любит есть мясо или пить молоко. Мурка уже гоняется за мышатами. А больших мышей она боится. С Муркой случилась такая история. Однажды впервые она гонялась за большой мышью. А мышь бегала-бегала и устала. А Мурка подбежала к мыши и хотела поиграть с ней. Но мышь не разрешила ей этого. Она укусила Мурку прямо в нос. И Мурка больше не дружит с мышами. Она узнала, что мыши хитрые и злые.

2. А.А.

У нас есть кошка. Она лохматый, большой … У Васи лапки серые. (Отрывок).

У меня есть котенок Пушок. Мне его подарил мой друг. Я его очень люблю. У него блестящие глазки, белая мордочка, на боках черные пятнышки. Пушок очень любит играть. Я ему даю клубочек из ниток, и он его подбрасывает своими лапками. (Отрывок).

Учащиеся VI-VIII классов, работающие над научно-популярным описанием профессий, также произвели подбор лексики, отражающей определенную стилевую черту – точность научно-популярного высказывания. Но что особенно важно, учащиеся, описывая профессии, также действовали через схему и модель СТ. При этом конструкции их предложений соответствуют стилистической направленности темы. Например: 1) Шахтер – это человек, работающий в шахте. Шахтеры добывают разные полезные ископаемые. Например: вольфрам, медные руды, железные и другие металлические руды, каменный уголь. (VIII кл.).

2) Одной из замечательных профессий является профессия машиниста. Машинист – это служащий, который управляет поездом. Он перевозит людей из одного города в другой. (VIII кл.).

3) Дрессировщик – человек, который дрессирует зверей. Он работает в цирке. (VIII кл.).

4) Пограничник – тот, кто охраняет границу нашей страны. О них можно узнать, прочитав журнал «На страже Родины». (VIII кл.).

5) Табунщик – это человек, который пасет табун коней. (VIII кл.).

6) Стеклодув – это мастер, который на заводах и других предприятиях работает над выдуванием стекла, при котором получается много хороших изделий. Это и стаканы, и лампы, хрустальная посуда, подвески и много-много других изделий. (VIII кл.).

Учащиеся, работавшие с нормативно-стилистическим словарем, на вопрос «Какие профессии я знаю?» дают достаточно развернутый ответ: перечисляют целый ряд профессий, характеризуют некоторые из них.

Здесь мы приводим краткую выборку из работ учащихся экспериментальных классов, написанных в разные годы. В целом уровень знаний почти не изменился: названия профессий всегда интересовали ребят и продолжают интересовать. Но изменились ценностные ориентиры, произошел резкий скачок от советского мировоззрения к перестроечному, и истинное значение происшедшего еще предстоит оценить и учителям, и ученикам, и не только им: тем, кто уже никогда не будет учеником и никогда не станет учителем.

Работы учащихся, написанные во время «срезов» в экспериментальных классах в 1985-1987 гг.