Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
№ пп | Классы, курсы количество обучаемых
Типы ошибок | э к | IX кл. – 100 чел. IX кл. – 400 чел. | X кл. – 100 чел. Х кл. – 1000 чел. | XI кл. – 100 чел. XI кл. – 500 чел. | I курс – 100 чел. I курс – 100 чел. | ||||
в цифр. | в % | в цифр. | в % | в цифр. | в % | в цифр. | в % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Нарушение правильности речи: | |||||||||
| 1) ошибки произносительного характера | э к | 34 342 | 34 85,5 | 35 798 | 35 79,8 | 29 414 | 29 82,8 | 23 68 | 23 68 |
| 2) нарушение словообразовательной правильности | э к | 22 201 | 22 50,25 | 21 607 | 21 60,7 | 23 262 | 23 52,4 | 19 49 | 19 49 |
| 3) нарушение морфологической правильности | э к | 27 345 | 27 86,25 | 26 807 | 26 80,7 | 28 417 | 28 83,4 | 22 43 | 22 43 |
| 4) нарушение синтаксической правильности | э к | 35 362 | 35 90,5 | 28 898 | 28 89,8 | 32 450 | 32 90 | 29 67 | 29 67 |
2. | Нарушение точности речи: | |||||||||
| 1) неправильное ударение, меняющее значение слова | э к | 29 370 | 29 92,5 | 27 875 | 27 87,5 | 23 429 | 23 85,8 | 16 79 | 16 79 |
| 2) лексические ошибки | э к | 38 384 | 38 96 | 30 915 | 30 91,5 | 32 448 | 32 89,6 | 34 83 | 34 83 |
| 3) лексико-словообразовательные ошибки | э к | 17 367 | 17 91,75 | 18 901 | 18 90,1 | 13 429 | 13 85,8 | 14 80 | 14 80 |
| 4) построение предложения или текста, искажающее точность речи | э | 40 | 40 | 37 | 37 | 38 | 38 | 32 | 32 |
| 5) фактические ошибки | э к | 3 103 | 3 25,75 | 4 201 | 4 20,1 | 2 131 | 2 26,2 | 4 17 | 4 17 |
3. | Нарушение чистоты речи: | |||||||||
| 1) неоправданное употребление варваризмов | э к | – – | – – | – – | – – | – – | – – | – – | – – |
| 2) неоправданное употребление иноязычных слов | э к | – – | – – | – – | – – | – – | – – | – – | – – |
| 3) неоправданное употребление жаргонизмов | э к | 26 352 | 26 88 | 20 799 | 20 79,9 | 24 420 | 24 84 | 22 87 | 22 87 |
| 4) употребление слов-паразитов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5) употребление вульгарных слов | э к | 9 100 | 9 25 | 7 197 | 7 19,7 | 8 101 | 8 20,2 | 4 23 | 4 23 |
| 6) употребление бранных слов | э к | 3 80 | 3 20 | 5 217 | 5 21,7 | – 102 | – 20,4 | – 7 | – 7 |
4. | Нарушение логичности речи: | |||||||||
| 1) нарушение логики рассуждения | э к | 47 400 | 47 100 | 34 1000 | 34 1000 | 37 500 | 37 100 | 32 100 | 32 100 |
| 2) противоречивость сочетания одного слова с другим | э к | 26 400 | 26 100 | 20 1000 | 20 100 | – 500 | – 100 | – 100 | – 100 |
| 3) нарушение нормативного порядка слов | э к | 36 400 | 36 100 | 38 1000 | 38 100 | 34 500 | 34 100 | 28 100 | 28 100 |
| 4) неправильное использование порядка слов | э к | 33 400 | 33 100 | 30 1000 | 30 100 | 29 500 | 29 100 | 31 100 | 31 100 |
| 5) нарушение связей между отдельными высказываниями в тексте | э к | 34 400 | 34 100 | 31 1000 | 31 100 | 31 500 | 31 100 | 25 100 | 25 100 |
| 6) необоснованная прерывистость, неправильное обозначение переходов от одной мысли к другой | э к | 39 400 | 39 100 | 30 1000 | 30 100 | 40 500 | 40 100 | 38 100 | 38 100 |
| 7) неправильное членение текста на абзаце | э к | 40 400 | 40 100 | 42 100 | 42 100 | 33 500 | 33 100 | 34 100 | 34 100 |
| 8) выбор синтаксических структур, неадекватных характеру выражаемого содержания | э к | 38 400 | 38 100 | 42 1000 | 42 100 | 28 500 | 28 100 | 30 100 | 30 100 |
| 9) отсутствие единого метода организации излагаемого материала в текстах разных стилей | э к | 37 400 | 37 100 | 34 1000 | 34 100 | 34 500 | 34 100 | 32 100 | 32 100 |
5. | Ошибки, снижающие выразительность речи: | |||||||||
| 1) плеоназмы и тавтология | э к | 17 390 | 17 97,5 | 22 965 | 22 96,5 | 18 457 | 18 91,4 | 14 91 | 14 91 |
| 2) неоправданное использование определений, метафор, сравнений | э к | 34 370 | 34 92,5 | 29 914 | 29 91,4 | 30 454 | 30 90,8 | 28 84 | 28 84 |
| 3) воплощение в форме сухого пересказа темы, которая требует эмоционального выражения впечатлений от увиденного или прочитанного | э к | 42 400 | 42 100 | 43 1000 | 43 100 | 38 500 | 38 100 | 32 100 | 32 100 |
6. | Нарушение уместности речи: | |||||||||
| 1) неуместное употребление слова | э к | 35 347 | 35 86,7 | 32 847 | 32 84,7 | 34 421 | 34 84,2 | 24 82 | 24 82 |
| 2) неуместное употребление суффиксов или приставок | э к | 23 308 | 23 77 | 17 734 | 17 73,4 | 12 370 | 12 74 | 13 72 | 13 72 |
| 3) неуместность морфологической формы | э к | 14 208 | 14 52 | 10 90 | 10 49 | 12 227 | 12 45,4 | 8 37 | 8 37 |
| 4) неуместность синтаксических конструкций | э к | 40 400 | 40 100 | 42 1000 | 42 100 | 38 500 | 38 100 | 36 100 | 36 100 |
| 5) неуместность того или иного стиля | э к | 24 400 | 24 100 | 22 1000 | 22 100 | 23 500 | 23 100 | 20 100 | 20 100 |
7. | Нарушение богатства речи: | |||||||||
| 1) ограниченный набор словообразовательных средств | э к | 32 400 | 32 100 | 30 1000 | 30 100 | 29 500 | 29 100 | 17 100 | 17 100 |
| 2) бедность морфологических форм | э к | 13 340 | 13 85 | 20 848 | 20 84,8 | 17 419 | 17 83,8 | 16 72 | 16 72 |
| 3) синтаксический монотон | э к | 34 400 | 34 100 | 34 1000 | 34 100 | 30 500 | 30 100 | 31 97 | 31 97 |
| 4) бедность лексического запаса | э к | 30 360 | 30 90 | 31 89,9 | 26 455 | 26 455 | 26 91 | 27 87 | 27 87 |
| 5) неумение пользоваться стилистическими ресурсами языка и функциональными стилями | э к | 39 400 | 39 100 | 34 1000 | 34 100 | 35 500 | 35 100 | 26 100 | 26 100 |
Таблица 9
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,