logo
138___4

5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе

Основные задачи занятий по русскому языку в национальной аудитории, описанные в п. 1, определяют место и функции учебных словарей в системе средств обучения языку. Как в любой учебный словарь, они в конечном счете должны быть связаны с программами, учебниками и учебными пособиями по русскому языку и литературе, с техническими и другими средствами обучения, со справочной и методической литературой для учителя.

Если мы возьмем программы по русскому языку, то убедимся, что в учебных словарях представлены все основные программные термины стилистики, культуры речи, теории текста. Это названия стилей, коммуникативных качеств, основных типов текста. Все дело здесь только в том, как организованы учебные словари: использование в качестве основы построения функционально-стилистических инвариантов языковой системы и информационных моделей ставит нас перед необходимостью введения отдельных терминов и понятий (функция речи, ситуация общения и др.), не указанных в программах. Обусловлено это не только принципом системности подаваемого материала, но и сугубо обучающей функцией. Так, например, если в процессе анализа текстов рассматривать только набор языковых средств, не учитывая при этом типовой ситуации общения и стилевых черт, то учащиеся в таком случае будут смешивать художественный текст с публицистическим, отдельные отрывки из художественных произведений с образцами разговорной речи.

Поэтому предлагаемые словари, являясь органическим отражением типовых программ, включают также внепрограммные элементы.

Что касается нормативно-стилистического словаря, то здесь даются толкование и стилистическая интерпретация производных слов, получаемых в результате словопроизводства от непроизводных, включенных в список слов обязательных для изучения.

Однако, несмотря на ряд специфических особенностей словарей, они (словари) все же аккумулируют и представляют в лексикографически обработанном виде содержание учебников, учебных пособий, различных дидактических материалов по ряду необходимых для изучения в школе разделов русского языка. Таким образом, учебные словари по стилистике, культуре речи, теории текста являются одним из важнейших компонентов в системе средств обучения русскому языку в национальной школе.

Каждому компоненту системы присущи свои строго определенные функции, выступающие либо как назначение, выполняемое компонентом целостной системы, либо как зависимость, наблюдаемая между различными компонентами единого целого. Важнейшими функциями предлагаемых словарей, как средства обучения и развития личности, являются обучающая, образовательная, воспитательная, развивающая. Наряду с этими универсальными функциями, учебные словари выполняют свои специфические функции: справочную, информативную, систематизирующую, кодифицирующую, мотивационную.

Итак, приоритетной по отношению к другим функциям учебных словарей является обучающая. Об этом говорится в различных работах: у С.Г. Бархударова и Л.А. Новикова (Бархударов С.Г., Новиков Л.Г. Актуальные проблемы и задачи учебной лексикографии // Русский язык за рубежом. – 1975. – № 5; Бархударов П.Н., Новиков Л.А. Каким должен быть учебный словарь // Русский язык за рубежом. – 1971. – № 1), П.Н. Денисова (Денисов П.Н. Об универсальной структуре словарной статьи // Актуальные проблемы учебной лексикографии. – М.: Рус. яз., 1977. – С. 205-225), В.В. Гака (Гак В.Г. О некоторых закономерностях развития лексикографии: Учебная и общая лексикография в историческом аспекте // Актуальные проблемы учебной лексикографии. – М.: Рус. яз., 1977), у Н.М. Шанского и Е.А. Быстровой (Шанский Н.М., Быстрова Е.А. Лексикографическая разработка русской фразеологии в учебных целях // Теория и практика составления учебных словарей. – М., 1978), Л.Г. Саяховой (Саяхова Л.Г. Вопросы учебной лексикографии. – Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1980. – 78 с.).

Рассмотрим ее действие на примере следующего фрагмента из учебного словаря общеупотребительных производных слов. Материал расположен по принятой в данном словаре схеме и отражает определенную последовательность его изучения.

Заметим, что начальный – пропедевтический этап в данный фрагмент не введен. Методика работы со словообразовательными типами наиболее подробно описана в ряде работ, выпущенных раньше. Здесь же в основном принимается во внимание лексикографический аспект, который до этого специально не разрабатывался.