III. Языковый материал:
1) Чему посвящен реферируемый источник?
… посвящен актуальным вопросам развития теории; … анализу наследия …; … рассмотрению …; … проблемам …; … характеристике …; выяснению …; вкладу …; решению вопроса о …; анализу литературы …; подведению итогов … .
2) Чем является реферируемый источник?
… представляет собой критическое изложение основных теорий, связанных с проблемой …; является попыткой описания …; представляет собой комментарий основных положений (изложение результатов, исследование), которые … .
В … содержатся наблюдения (общие выводы, данные, материал, посвященный …; анализ) …; речь идет о …; представлен подход к решению …;
3) Какова цель реферируемого источника?
Цель … – описать …; состоит в доказательстве того, что … . Целью является показ специфики (рассмотрение, выявление) … . Основная цель … – предельно подробно охарактеризовать своеобразие … .
4) Какие задачи ставятся в реферируемой работе?
Автор … ставит задачу уточнить … . Задачей … является установление характера … и тенденций развития … процессов, происходящих … .
5) Каков материал, используемый автором реферируемого источника?
Материалом исследования стали (послужили) … . Автор привлекает к рассмотрению (анализу) следующие материалы … . В основе лежит материал экспериментов, проведенных … . Выводы автора … основываются на материале … .
6) Каковы основные проблемы реферируемого источника?
В центре внимания автора находятся современные тенденции развития … . На первый план автором … выдвигается исследование структур … . Главные усилия автора … направлены на пересмотр отдельных положений … .
7) Из каких разделов, частей, фрагментов состоит реферируемое произведение?
… состоит из … разделов, включающих …; глав …; … состоит из частей, каждая из которых объединяется … общей проблематикой; … состоит из … частей, содержащих материалы по широкому кругу вопросов … .
8) Какие исследовательские операции реализуются в главах, параграфах, фрагментах реферируемого произведения?
В … анализируется роль …; раскрывается содержание …; утверждается …; конкретизируется …; прослеживаются основные этапы …; дается анализ …; проводится различие …; разъясняется сущность …; обосновываются методы …; излагается понимание системы; предпринимается попытка разграничить …; делается попытка обрисовать положение …; уточняются термины …; перечисляются …; производится терминологическое разграничение, уточняется и обосновывается вывод о …; указываются следствия …; рассматривается связь …; отмечаются те возможности, которые дают такой подход … в области …; обсуждаются некоторые методы …; содержится обзор …; характеризуется материал исследования … .
9) Что автор реферируемого источника утверждает, считает?
Автор отмечает …; напоминает …; выделяет …; описывает структуру …; освещает проблемы, возникшие …; считает своей задачей показать …; подвергает критическому анализу …; касается проблемы …; сосредоточивает свое внимание …; уделяет главное внимание следующим проблемам …; ставит перед собой задачу проследить …; излагает собственную концепцию …; обращает внимание на …; стремится проследить …; формулирует принципы …; обсуждает, в частности, вопрос …; исходит из подобной теории …; высказывает несогласие с …; указывает на важную роль …; приводит данные экспериментов в области … .
10) Указания на обзор литературы в реферируемом источнике.
Автор отмечает наличие различных точек зрения на …; указывает на то, что в специальной литературе предлагались различные решения …; рассматривает периоды становления …, затем перечисляет …; особое внимание уделяет тому периоду …, который привел …; в этой дискуссии автор на стороне …; при таком подходе к …; внимание исследователя привлекает … .
11) Чем заканчивает свое произведение автор?
В кратком заключении перечисляются задачи, стоящие … В заключение автор …; указывает возможные следствия …; делает следующие выводы … Статья завершается анализом взаимосвязи … В заключение автор … предлагает использовать ... Выводы автора сформулированы в следующих заключительных положениях … В заключение автор делает попытку проследить тенденцию развития … Все отмеченные автором факты создают предпосылки для гипотезы о …, которую он формулирует следующим образом … .
После просмотра материалов учащиеся ответили на ряд вопросов: 1) Из каких компонентов состоит реферат? 2) Какие языковые материалы используются при раскрытии частей реферата? 3) Что называется рефератом?
После собственной формулировки, которая и представляет собой «свертку» усложненной информационной модели, учащиеся зачитали значение термина «реферат» по словарю.
РЕФЕРАТ. 1. Краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. а также доклад с таким изложением. 2. Один из видов профессионального повествования с элементами описания и рассуждения, в котором характеризуется тематика книг (статей), раскрывается проблема, анализируются особенности композиции книг (статей), иллюстрируется позиция автора, говорится о том, какие выводы сделаны автором. Кроме описания компонентов содержания и структуры текста, здесь характеризуются смысловые отношения в тексте (текстах), авторское изложение информации. При этом сама информация оценивается референтом.
Затем учащиеся проанализировали образец реферата, выделив в нем основные компоненты и охарактеризовав языковые особенности текста.
После анализа образца реферата было предложено создать информационную модель реферата как одного из видов текста научно-популярного стиля. В результате получилась более свернутая модель.
- Рефлексия
- Содержание
- Редколлегия:
- 364030, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Надкарьерная, д.33.
- Основная литература
- © 2010 Г. З.С. Абдулхаджиева, а.А. Теймуров географический анализ флоры андийского хребта
- Литература
- © 2010 Г. Р.Х. Гайрабеков, э.С. Эржапова роль паразитоценозов в инфекционно-инвазионной патологии
- Литература
- © 2010 Г. З.И. Ирисханова, Зем.И. Ирисханова, р.С. Эржапова декоративные виды дендрофлоры чечни и ингушетии.
- Литература
- © 2010 Г. М.Ш. Саидова, з.С. Абдулхаджиева биохимические исследования различных объектов
- 1.Содержание белка и лизина в зерне озимого тритикале
- 2.Содержание нуклеиновых кислот, как показатель совместимости сорто-подвойных комбинаций
- Литература
- © 2010 Г. Р.С. Эржапова, з.Н. Амалова, з.Н. Кадиева, з.И. Ирисханова экологические особенности некоторых макрофитов
- Литература
- 1. Проблема перевода реалий
- 2.Транскипция и транслитерация
- Лексико-семантические замены
- Конкретизация
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева лексико-грамматическое значение прилагательного
- Литература
- © 2010 Г. Р.И. Зайпулаева способы синтаксического выражения значения качества,
- А.А. Иванова Кемеровский государственный университет
- Календарь летней школы
- 9 Класс Цель занятия
- Ход занятия
- Конкурс I
- II. Конкурс капитанов
- Конкурс III
- Конкурс IV
- Конкурс V
- Конкурс VI
- Конкурс VII
- Конкурс VIII
- Конкурс IX
- Глава I. Типология учебных словарей.
- 1.1. Учебный словарь – один из самых древних типов словарей.
- 1.2. Учебные словари системного типа в современной лексикографии.
- 1.3. Краткий обзор школьных лингвистических словарей.
- 1.4. Типология учебных словарей по культуре речи.
- 1.5. Региональный компонент обучения русскому языку как один из типологических признаков учебных словарей.
- Глава II. Отбор и описание языковых единиц в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- 2.1. Единицы отбора учебных словарей – инвариантные схемы языковых подсистем и их модификации.
- Публицистическая речь.
- I. Типовая ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Повествование-рассказ.
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые особенности:
- Логичность речи
- 2.2. Лингвистические и лингводидактические принципы отбора и описания языковых единиц в учебных словарях.
- Разговорная речь.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- Рассуждение-объяснение
- I. Ситуация общения:
- II. Композиционные особенности:
- III. Языковые средства:
- X класс Текст научного стиля «Серый журавль»
- 2.3. Методы отбора и описания языкового материала в учебных словарях
- Глава III. Особенности заголовочных единиц и их отражение в учебных словарях.
- 3.1. Особенности понятийно-категориального аппарата стилистики, культуры речи, теории текста и его классификация.
- 3.2. Семантические, грамматические, лингвостилистические особенности производного слова и их отражение в учебном нормативно-стилистическом словаре
- V класс (список дан в сокращении)
- VIII класс
- Глава IV. Систематизация и организация языкового материала в учебных словарях
- 4.1. Уровни языковой личности, отразившиеся в содержании и структуре словарей
- 4.2. Краткий обзор зонной структуры словарной статьи в учебных словарях по стилистике русского языка, культуре речи, теории текста.
- Глава V. Учебные словари по стилистике русского языка, культуре речи и теории текста как средство обучения речевой деятельности
- 5.1. Цели и задачи использования учебных словарей.
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- Лингводидактическая схема
- 5.2. Место и функции словарей в системе средств обучения русскому языку в нерусской школе
- Лингводидактическая схема ст
- Сопоставительный анализ художественного текста и рассуждения на этическую тему
- Интеллигент
- Лингводидактическая схема
- Модель действия по схеме
- Точность речи
- I. Ошибки лингвистического характера
- II. Фактические ошибки.
- Глава VI. Комплексно-процессуальная методика использования терминологических и нормативных учебных словарей
- 6.1. Формирование умений и навыков пользования словарями в процессе обучения русскому языку учащихся нерусской школы
- 6.2. Методы и приемы обучения речевой деятельности (на материале словарей).
- Богатство (разнообразие речи)
- Повествование-рассказ Шутник
- Диалоги, составленные учащимися IX-X классов Подшутил
- Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:
- Типовые речевые ситуации, прогнозируемые схемой ст:
- Конструкции, используемые для построения предложений на основе речевых ситуаций:
- Выразительность речи
- Информационные модели текстов-рассуждений
- II. Структурно-композиционные части:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковые средства:
- Художественная речь
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Аннотация Учебная модель аннотации как произведения научно-популярного стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- 6.3. Система заданий по использованию словарей, ориентированных на обучение речевой деятельности
- Уместность речи
- С элементами рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- Реферат Учебная модель реферата как сочинения научного (научно-популярного) стиля
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты:
- III. Языковые средства:
- Толкование пословицы
- Республика
- X класс Лексика и фразеология
- § 5. Слова однозначные и многозначные. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
- § 6. Устаревшие слова и неологизмы. Слова исконно-русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления.
- § 7. Фразеологические обороты. Словари.
- § 8. Орфоэпия.
- § 9. Интонация.
- § 10. Орфография.
- § 11. Пунктуация.
- § 12. Состав слова. Упражнение 68. Из истории песни.
- I. Ситуация общения:
- II. Стилевые черты рецензии:
- III. Языковые средства:
- Информационная модель рецензии как одного из видов (жанров) рассуждения
- I. Ситуация общения:
- II. Структурно-композиционные части:
- III. Языковый материал:
- VII класс
- Задания
- Песня о Зайтан Шихмурзе (Отрывок)
- Вопросы и задания к текстам
- Глава VII. Организация эксперимента по развитию речи в национальной аудитории
- 7.1. Речевые ошибки как методическая проблема
- 7.2. Состояние знаний, умений и навыков обучаемых по стилистике, культуре речи, развитию связной речи (по материалам констатирующего эксперимента)
- Речевые ошибки, нарушающие нормы употребления языка
- I. Ошибки учащихся русских и национальных школ при усвоении фонетических и графических понятий:
- II. Речевые ошибки произносительного характера:
- I. Ошибки, связанные с давлением языковой системы:
- II. Композиционные ошибки в речи, вызванные недостаточным развитием оперативной памяти детей:
- I. Нарушение норм употребления существительного:
- II. Нарушение норм употребления прилагательного:
- III. Нарушение норм употребления местоимения:
- IV. Нарушение норм употребления глагола:
- I. Ошибки в словосочетании:
- II. Нарушение норм построения сложносочиненного предложения:
- III. Нарушение норм построения сложноподчиненного предложения :
- I. Ошибки, связанные со слабым владением стилистическими ресурсами языка:
- II. Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей:
- Ошибки, нарушающие культуру речи
- I. Ошибки, нарушающие нормы литературного языка:
- II. Особенности речи, не совместимые с нормами нравственности:
- I. Ошибки, вступающие в противоречие с экстралингвистическими условиями:
- II. Ошибки, нарушающие лингвистические условия реализации логичности:
- I. Ошибки в текстах повествовательного характера:
- II. Ошибки в текстах описательного характера:
- Портрет моего друга
- III. Ошибки в текстах-рассуждениях.
- 7.3. Анализ результатов обучающего эксперимента
- Выборка из сочинений учащихся пятых классов
- V (VI) класс
- VI (VII) класс
- VII (VIII) класс
- Моя профессия
- Откровение
- Нет войне!
- Заключение
- Литература
- Словари, справочники
- Приложения
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи, по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в построении текста по материалам эксперимента в контрольных группах
- Ошибки в определении понятий по материалам эксперимента в контрольных группах
- Стилистические ошибки по материалам эксперимента в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки в построении текста в экспериментальных и контрольных группах
- Ошибки, нарушающие культуру речи в экспериментальных и контрольных группах
- Результаты «срезов» в контрольных и экспериментальных классах (составление предложений)
- Составление текстов на заданную тему (экспериментальные и контрольные классы)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального контрольных «срезов» в экспериментальных классах (составление предложений)
- Общие результаты доэкспериментального и послеэкспериментального «срезов» в экспериментальных классах (составление текстов)
- Рефлексия
- Колонка редактора
- К сведению авторов
- А.М. Батхиев
- 386120, Республика Ингушетия, с. Кантышево,
- 386102, Республика Ингушетия,