logo
138___4

Типовые структурные схемы, при помощи которых семантизируются производные слова:

1) … – тот, кто играет на чем-либо (во что-либо); 2) … – человек, который играет на чем-либо (во что-либо); 3) … – лицо, которое играет на чем-либо (во что-либо); 4) … – человек, играющий на чем-либо (во что-либо); 5) … – лицо, играющее на чем-либо (во что-либо); 6) … – тот, кто имеет отношение к …; 7) … – человек, который имеет отношение к …; 8) … – лицо, которое имеет отношение к …; 9) … – человек, имеющий отношение к …; 10) … – лицо, имеющее отношение к …; 11) … член партии …; 12) … – член спортивной команды, которая играет в …; 13) … – член спортивной команды, играющий в …; 14) … – тот, кто работает …; 15) … – человек, который работает …; 16) … – лицо, которое работает …; 17) … – человек, работающий …; 18) … – лицо, работающее …; 19) … – спортсмен, который занимается …; 20) … – спортсмен, занимающийся … .

Объясняя значение слов с опорой на данные схемы, учащиеся одновременно обучаются речевой деятельности.

Развитие речи организуется также в процессе работы с речевыми ситуациями, порождаемыми схемами СТ.